Теория
Первым делом нужно понять цель обратной связи. Когда цель ясна, становится гораздо понятнее, как её выдавать. Хороший менеджер знает, что обратная связь – это главная мотивация для перемен, поэтому все так тщательно подходят к оценке перформанса в компаниях. И тоже самое касается личных отношений, когда один из партнёров говорит: "нам надо поговорить".
Дальше идёт понимание того, что вообще мы хотим сказать. Если заглянуть в урок про уровни коммуникации, вы увидите, что обратную связь можно дать на многих уровнях. Вопрос в том, на каком уровне говорить и для чего. Например, вы видите, что человек делает свою работу так, что это мешает всем остальным членам команды. Можно сказать: "Вася, ты делаешь какую-то херню". Но так Вася может обидеться и при этом продолжить вести себя точно так же.
Третий шаг – умение правильно разложить суть, чтобы она дошла до того, кто её принимает. Важный момент в том, чтобы где-то между вторым и третьим шагом получатель обратной связи дал своё разрешение. Это может быть сделано максимально просто. Например: "Света, хочу дать тебе обратную связь. Ты как?" И тогда у Светы есть возможность дать знать, готова она к этому сейчас или нет. Есть и более формальный вариант: "Давай созваниваться раз в месяц и давать друг другу обратную связь". Так в календаре появляется событие, а у вас – возможность заранее подготовиться к тому, что будет происходить во время такого разговора.
Есть убеждение, что сначала нужно хвалить, потом критиковать, а в конце ещё раз хвалить. И даже существует специальная методика под названием "shit sandwich". Алексей считает, что если ты применяешь подход shit sandwich, потому что ты неаутентичен и хочешь сказать фигню, тогда весь разговор будет неаутентичным. Например: "У тебя такие красивые глаза и, кстати, такой х*евый макет". И это ещё одна распространённая ошибка – давать обратную связь человеку как личности, а не его работе.
В западном мире считается не очень хорошим хвалить человека. Имеет смысл обращать внимание на то, что человек умеет или делает, а не на то, каким он является.
План выдачи обратной связи:
- определение цели;
- понимание сути обратной связи и выбор уровня коммуникации;
- запрос разрешения от потенциального получателя;
- выдача;
- понимание того, как всё это делать и не совершать распространённые ошибки;
- запрос обратной связи для вас (этот пункт – это высший пилотаж).
Вместе эти пункты формируют идеальную историю, которая позволяет избегать острых углов, эффективно обмениваться обратной связью и получать классные результаты.
Можно провалить обратную связь и повысить человека так, что он уйдет недовольным, а можно уволить человека и классно дать обратную связь, которая позволит человеку изменить свою жизнь к лучшему и вспоминать вас в положительном ключе, несмотря на увольнение. И то, и то реально.
Наиболее распространённые ошибки при выдаче обратной связи:
- то, что человек не ожидает её, и поэтому воспринимает её в штыки;
- то, что человек не понимает, что это обратная связь, потому что она замаскирована;
- использование методов из книг для своего удобства вместо того, чтобы выписать аутентичный фидбек и потом прямо озвучить его;
- отсутствие тщательной подготовки.
Если не готовиться к обратной связи, будет сложно её давать. Особенно, в первое время. Тоже самое касается тех, кто её получает. Это актуально и в профессиональных, и в личных отношениях. Соотственно, подготовка очень важна. А если то, как вы даёте обратную связь, разрушает долгосрочные отношения, наверняка есть, что улучшить в том, как вы её даёте.
Обратная связь необязательно должна заканчиваться запросом на изменения. Это зависит от того, какая у вас цель. В целом, она может быть информационной или трансформационной. Например, в случае с увольнением какого-то запроса нет. Обычно в такой момент слова гораздо менее важны, чем действия. Например, что вы сделаете для того, чтобы человеку было комфортнее после сокращения. Может, вы дадите ему стоков, выплатите коменсацию в три раза больше, чем требует законодательство, или напишите всем своим знакомым, чтобы посоветовать своего сотрудника.
В приёме обратной связи очень важно понять, что это отдельная роль, которая подразумевает, что вы умеете слушать. Не перебивать и слушать, дать человеку выговориться, а потом уже начать давать свою оценку ситуации и проговорить, что это значит для вас. После получения обратной связи Алексей предпочитает не делать выводов, а задавать вопросы, которые у него накопились, и на основе ответов уже переходить к выводам.
Когда вы пытаетесь вступить в дискуссию в процессе получения обратной связи, это сильно усложняет процесс для всех. Так тот, кто даёт обратную связь, не может закончить начатое, а вы в свою очередь пропускаете важную информацию.
Мы можем оказаться в противоположной ситуации, когда нам не хватает обратной связи, и тогда мы можем сами инициировать её получение. Тогда разумно поставить запрос – объяснить, что вам не хватает обратной связи, и предложить регулярные сессии для её получения.
Алексей убежден, что большинство людей повышают из-за двух факторов: способности достигать цели и способности коммуницировать. Если вы сочетаете в себе эти умения, вероятно, вас буду хотеть продвигать по карьерной лестнице. Второе часто идёт без первого. Многие люди умудряются добиваться своего без коммуникации или с такой херовой коммуникации, что...а потом они часто приходят к коучам, вроде Алексея, и жалуются на то, что их не повышают уже несколько лет. В процессе может выясниться, что человек не умеет либо слушать, либо давать обратную связь. Как получающий, вы можете не только получить обратную связь, но и помочь другому дать её и высказаться.
Если у вас не очень хорошие отношения с каким-то человеком – допустим, с тёщей – можно предложить ей дать вам обратную связь и поговорить. То есть выслушать, что она о вас думает.
Есть высокая вероятность того, что между людьми образовался плохой контакт из-за того, что один из вас сформировал о другом впечатление на уровне мнений, и не может поправить его. Приглашая его на разговор, в котором вы выступаете в качестве слушателя, вместо озвучивания своих претензий, можно поспособствовать лучшему пониманию друг друга.
Существуют самые разные способы давать обратную связь. Если вы погуглите, вы найдёте множество вариантов. Но понимать общий принцип важнее, чем использовать какой-то определенный метод. Так вы сможете давать обратную связь аутентично, а не засовывать себя в рамки чей-то модели.
Любую обратную связь можно разделить на четыре части:
- преимущества, которые есть у человека, ситуации, проделанной работой;
- недостатки;
- вопросы, то есть моменты, в которых вы не уверены;
- предложения по улучшения, которые у вас наверняка есть.
Эти четыре пункта можно встроить в любую обратную связь. Если вы чувствуете, что скатываетесь в негатив, значит, вы чрезмерно углубились в один из пунктов, но это не значит, что нет других трёх. В любом случае, есть какие-то преимущества, вопросы и предложения. Соответственно, можно вернуться к списку выше и сбалансировать процесс.