НЕДЕЛЯ 4, УРОК 10
Как общаться при знакомстве
Как завязать разговор, быть увереннее во время знакомства и без стеснения просить о простых вещах — не боясь быть отвергнутым
Аудиозапись урока
Слушать аудио в приложении для подкастов: 1) скопируйте https://bit.ly/3zw9p86, 2) откройте приложение «Подкасты» → «Библиотека» → «Изменить» → «Добавить подкаст по URL», 3) вставить ссылку и подписаться. На английском: Podcasts – Library – Edit – Add a Show by URL – Subscribe.
Ситуация
  • Технологии зачастую негативно влияют на наши коммуникационные навыки, особенно на навыки знакомств в оффлайне
  • Хочется познакомиться, позвать девушку/парня на свидание, но непонятно, как это лучше сделать
  • Встречаете человека из компании, в которую мечтаете попасть, и не знаете, как завязать контакт и получить рекомендацию
  • При знакомстве с новыми людьми или в публичных выступлениях возникает существенная неуверенность
Что нужно знать — коротко
1. Чётко сформулированный запрос способствует повышению эффективности коммуникации. Это упрощает жизнь обеим сторонам.

2. Хорошо иметь в разговоре наличие призыва к действию (call to action) — что-то в конце вашей реплики, на что собеседник может просто ответить (да, нет, что-то другое). Пример такого призыва к действию: «Как ты относишься к тому, чтобы пойти попить кофе и побольше узнать друг друга?»

3. Большинство людей не обладает выдающимися ораторскими навыками. Обычно они просто говорят о том, что знают и делают это так, как могут. И этого оказывается достаточно. Так происходит и в рабочем, и в личном контексте.

4. Уверенность – это не присутствие чего-то, это отсутствие заинтересованности в том, что о вас думают другие.

5. Чтобы общаться без напряга и боли, стоит научиться легче переносить отказы — как маленькие, так и большие. Терапия отказов (Rejection Therapy) — игровой инструмент, который может в этом помочь.

6. Если задавать вопросы вроде «почему?» после отказа, можно узнать что-то полезное и интересное. В том числе и то, что отказ никак не связан с вами.
Содержание урока — подробно
Мы перешли от знакомств в кафе, на улице или в театре к тому, что теперь у нас есть сервис, который определяет, кого мы видим, почему мы свайпаем и как мы с ними общаемся. Эти технологии негативно влияют на наши коммуникационные навыки и лишают нас способности знакомиться спонтанно.

История
Не так давно Света получила настолько классное первое сообщение от малознакомого парня, что вышла бы за него замуж, если бы уже там не была. Что такого в нём было? Чёткий запрос, прямо озвученная потребность и понятный call to action. По тексту Света сразу поняла, что это романтическое предложение, и смогла тут же дать знать, что она замужем, но открыта к дружеской коммуникации. Так взаимодействие получилось быстрым, комфортным и эффективным для обеих сторон.


Ещё история
Раньше Алексей часто испытывал неуверенность в себе во время знакомств с девушками, собеседований и публичных выступлений. Работая в Афише, он поехал в другой город, чтобы выступить на конференции, и очень сильно переживал до того, как послушал остальных участников. Понаблюдав за ними, он понял, что 90% из них не обладали выдающимися ораторскими навыками и просто говорили о том, в чём они разбирались. Этого оказывалось достаточно. Позже Алексей заметил, что это работает и в других контекстах. Например, при знакомстве с девушкой или парнем.
Алексей считает, что в коммуникации бывает две крайности – когда происходит совершенно ненужная вам дичь или когда малознакомый человек заводит слишком личный и серьезный разговор.

Для Алексея лайтовое общение – это качественный смолток с чёткими намерениями и достаточно просторный для того, чтобы собеседник смог проявить себя и поучаствовать.

А Света ценит отсутствие манипуляций и вспоминает пикап, когда парни пытались познакомиться с как можно большим количеством девушек за определённое количество времени. И обычно это происходило с помощью дурацких историй про падение ангелов с Луны.

Теория
Распространённая сложность при первом разговоре – это смущение. Его можно легко увидеть, понаблюдав за маленьким ребёнком при взаимодействии с незнакомыми взрослыми людьми. Мы вырастаем, но какая-то часть нас может по-прежнему смущаться точно так же. Это сильно связано с уверенностью в себе и в том, что мы говорим и делаем.

Пока Алексей использовал разные подходы для того, чтобы разобраться с нехваткой уверенности, он услышал определение, которое сильно ему понравилось. Уверенность – это не наличие чего-то, это отсутствие заинтересованности в том, что о вас думают другие. В результате, Алексей перестал искать больше уверенности и больше чего-то ещё, чего, как он думал, ему не хватало, и по-новому увидел многие вещи. В том числе, и разговоры, которые стали проще.

Во всём этом замешана эволюция. Наш мозг боится физической боли и всеми способами старается её избегать. А когда кто-то вас отвергает, это так же болезненно, как и физическая боль. В University of California провели эксперимент, во время которого как раз проверяли то, как люди реагировали на отказ, и сравнивали разные показатели, вроде томографии. Результаты были очень похожи на последствия физической боли.

Ключевая задача для лайтового общения – научиться нормально воспринимать отказ. Кстати, потенциальный отказ тоже является болезненным. Например, когда вы хотите написать девушке, но не делаете этого из-за страха, что она откажет. И получается, что так вы сами повышаете вероятность отказа до 100%. А готовность рискнуть снижает эту цифру и даёт вам шанс получить желаемое.

Как не бояться отказов? Есть разные варианты, среди которых и терапия отказов (Rejection Therapy) – игровой инструмент, который может в этом помочь.

Есть чувак, который боялся стартовать свой бизнес. Он хотел, но не мог. И в какой-то момент он понял, что боится того, что ему откажут – инвесторы, партнёры, потенциальные клиенты. Его жена поддержала его и предложила им пожить на её зарплату, чтобы он смог сосредоточиться на решении этой проблемы. Он поставил свой бизнес на паузу и устроил себе челлендж "100 дней отказов".

Каждый день он ходил в разные места, подходил к незнакомцам, представлялся и просил их о чём-то. Обычно он выбирал странные и прикольные просьбы. Например, он пришёл в Starbucks и предложил менеджеру на день стать тем, кто будет приветствовать посетителей. В другой раз он пришёл в чей-то дом и предложил посадить у них во дворе свой цветок.

Смысл был в том, чтобы не только принимать отказы, но и продолжать общение с человеком, задавать вопросы, узнавать причину отказа и потенциальные альтернативы. Менеджер Starbucks рассказал ему о том, что они не видели для себя потребности в человеке, который будет приветствовать посетителей, и разрешил ему попробовать. А хозяин дома рассказал о том, что не согласился, потому что и сам пробовал посадить точно такие же цветы и выяснил, что они не прижились на его участке. Взамен он упомянул свою соседку и посоветовал сходить к ней.

Если преодолеть первоначальную боль после отказа и продолжать общение, задавать вопросы, вроде «почему?», можно узнать что-то полезное и интересное. В том числе и то, что отказ никак не связан с вами, и что человек готов предложить вам другие опции.



Ролевые игры
Ниже транскрипты двух демонстраций. Первый раз Света и Алексей общаются без применения навыков аутентичного общения. Второй раз — используя навыки из этого урока.
Прекрасный день на кампусе Google. Света взяла черничный латте и поехала на скутере посидеть на своей любимой лавочке и поработать.

Алексей: Привет! Я – Лёша. Я увидел у тебя на рюкзаке логотип “Стрелки", понял, что ты русская. Это так?

Света: Да, я русская.

Алексей: Извини, что я так к тебе подошёл. Я – дизайнер из Воронежа. Приехал как турист и хожу тут по разным технологическим кампусам. Я очень хочу устроиться на работу в Google. Ты не могла бы меня представить кому-нибудь?

Света: У нас есть специальный электронный адрес для такого. Присылай туда резюме и его рассмотрят.

Алексей: Ну, ладно. Прости, если помешал. Я пошёл.

Света: Давай, пока!

В примере выше Алексей принял отказ и тут же закончил разговор, упустив возможность узнать причину отказа и наличие альтернативных сценариев, а в примере ниже он продолжил общение, задавал вопросы и получил желаемое продолжение.

Алексей: Привет! Меня зовут Лёша. Я проходил мимо и увидел, что у тебя сумка с надписью “Стрелка" и подумал, что ты из России. Я угадал?

Света: Да, ты догадливый.

Алексей: Можно поинтересоваться, как тебя зовут?

Света: Света.

Алексей: Привет, Света! Круто видеть кого-то русскоговорящего на кампусе Google. У вас тут офигенно красиво.

Света: Да, есть такое. Правда, в Лондоне и Нью-Йорке кампусы у нас покруче, а здесь постарее.

Алексей: Ты давно уже в Google?

Света: Года два.

Алексей: Я тут сейчас как гость, просто хожу и пытаюсь не офигеть от удовольствия, смотря на умных людей, которые делают крутые проекты. Не буду тебя долго отвлекать. Я занимаюсь UX-дизайном и приехал посмотреть на компании в Кремниевой долине, потому что я бы хотел выйти на новый уровень в работе. Мне интересно, как можно сюда попасть, когда ты Лёша из Воронежа. Ты не могла бы меня представить кому-нибудь?

Света: Слушай, я – Света из Подольска, но у меня получилось. На самом деле, в большой степени благодаря знакомства. Ты вроде бы клёвый, но я тебя пока совсем не знаю. Я бы тебе советовала написать на наш стандартный для таких дел адрес, а там HR уже посмотрят и напишут тебе, если ты подойдешь.

Алексей: Я заметил, что это стандартный ответ в долине, а звучит так, словно что-то не так. Без обид, но почему так? Что я могу сделать, чтобы меня всё-таки кому-нибудь представили?

Света: Так говорят, потому что у всех есть бонусы за успешные рефералы, и хочется быть человеком, который представляет проверенного сотрудника, который с наибольшей вероятностью получит эту работу, а ты – бонус и респект от HR-менеджера. Если будешь советовать всех подряд, появится вопрос к тому, нормальный ли ты сам. Лично я и, наверное, многие мои коллеги не советуют людей, которых видят впервые на улице, даже если они и кажутся прикольными и интересными. Тяжело понять за 5 минут.

Алексей: То есть вопрос в том, есть ли люди, которые могут за тебя ручаться. Слушай, у меня такое ощущение, что у тебя подкаст есть. Я просто знаком со многими подкастерами в Москве. Можем посмотреть, есть ли у нас общие контакты. Ты не против, если я добавлю тебя в Фейсбуке?

Света: Давай, добавляй.

Алексей: Я найду прямо сейчас, чтобы реквест отправить, хорошо? О, прикинь, у нас с тобой 123 общих знакомых.

Света: Ого, вот это да!

Алексей: Здорово. На самом деле, у нас много общих друзей. Вдруг кто-то из них может ручаться за меня?

Света: Да, я бы с ними поболтала об этом. И с тобой мы можем ещё пообщаться. Если я узнаю тебя получше и пойму, что ты классный вариант для реферала, то почему нет? Это для меня тоже выгодно.

Алексей: Супер! Давай я расскажу тебе про несколько проектов, которые я делал с нашими общими друзьями, и мы можем использовать их слово, что я нормальный парень и нормальный дизайнер. Может, это поможет тебе принять решение.

Света: Давай я закончу через часик, а потом можем пойти в кафе, пожрём и обсудим.

Алексей: Договорились, давай!
Домашка
В течение ближайшей недели: a) познакомьтесь с новым человеком или б) обратитесь за рекомендацией или в) подайтесь на новую работу, используя концепции и навыки из этого урока.

Если получите отказ – задайте несколько вопросов, чтобы продолжить коммуникацию и узнать больше. Понаблюдайте за своими ощущениями и мыслями в процессе и после. Обсудите этот опыт со своим напарником.

Доп. материалы
НЕДЕЛЯ 4, УРОК 11
Как выдавать и принимать обратную связь
Что сделать, чтобы обратная связь не звучала грубо и не привела к ссоре. Как быть, если вы выдаёте обратную связь, а как — если принимаете.
Аудиозапись урока
Ситуация
  • Кто-то бесит или не делает то, до чего договорились. Хочется этому человеку как-то это сказать, но не разрушить отношения, а наоборот, замотивировать.
  • Предстоит разговор, в котором нужно будет принимать обратную связь, например, performance review.
  • Необходимо подготовиться к тому, чтобы дать кому-то обратную связь на работе.
  • Надо поговорить с кем-то из друзей или родных о чём-то, что вас не устраивает.
Что нужно знать — коротко
1. Прежде чем давать или принимать обратную связь, хорошо бы понять, зачем это делается. Что должно произойти по итогам? Какова цель?

2. Хорошо заранее обдумать суть обратной связи, чтобы не генерировать её на ходу и учесть всё, что хочется сказать.

3. Получить согласие на обратную связь, и только потом продолжать.

4. Выдача обратной связи — чётко и по делу.

5. Что нужно учесть, выдавая обратную связь: аутентичность, фокус на позитивном и негативном, конструктивность, неперсональность (обратная связь не человеку, а его работе/действиям).

6. Можно спросить: «Есть ли обратная связь ко мне?»

7. К принятию обратной связи стоит приготовиться. Уточнить цель. Внимательно слушать. После получения обратной связи — задать вопросы. По возможности, переварить обратную связь как-то отдельно (особенно важную), и потом назначить дополнительное время поговорить о том, что вы вынесли из этой обратной связи.
Содержание урока — подробно
Как давать и принимать обратную связь?

История
Практически всегда обратная связь непрошеная. Например, когда Света выложила фото в худи, которые они сделали вместе с Алексеем по мотивам подкаста и курса, кто-то написал ей о том, что эта фраза им не идёт. А когда Алексей выкладывает посты с худи, он часто получает упреки по поводу использования англицизмов вместо родного славянского языка.

Часто обратная связь не только непрошеная, но ещё и негативная. Алексей заметил, что люди склонны делать вывод о чьих-то успехах на основе своего понимания того, что такое успех и провал. Соответственно, им может казаться, что у вас что-то не получается, и они вам об этом скажут, но скорее всего вы воспринимаете происходящее иначе и просто идёте по своему пути, который вам комфортен.

В прошлом Алексей работал в компании, где ему регулярно давали обратную связь, не спрашивая его о том, нужна ли она ему. В какой-то момент он проговорил этот момент и предложил заранее договариваться о встречах, на которых будет озвучена обратная связь, чтобы обе стороны могли подготовиться. К этому процессу важно подходить взвешенно, иначе можно быстро испортить отношения.

Третий бесячий формат обратной связи – это её отсутствие, когда вы не говорите о том, что вам что-то не нравится, или когда кто-то не говорит об этом вам. Соответственно, нет понимания, как быть дальше.
Теория

Первым делом нужно понять цель обратной связи. Когда цель ясна, становится гораздо понятнее, как её выдавать. Хороший менеджер знает, что обратная связь – это главная мотивация для перемен, поэтому все так тщательно подходят к оценке перформанса в компаниях. И тоже самое касается личных отношений, когда один из партнёров говорит: "нам надо поговорить".

Дальше идёт понимание того, что вообще мы хотим сказать. Если заглянуть в урок про уровни коммуникации, вы увидите, что обратную связь можно дать на многих уровнях. Вопрос в том, на каком уровне говорить и для чего. Например, вы видите, что человек делает свою работу так, что это мешает всем остальным членам команды. Можно сказать: "Вася, ты делаешь какую-то херню". Но так Вася может обидеться и при этом продолжить вести себя точно так же.

Третий шаг – умение правильно разложить суть, чтобы она дошла до того, кто её принимает. Важный момент в том, чтобы где-то между вторым и третьим шагом получатель обратной связи дал своё разрешение. Это может быть сделано максимально просто. Например: "Света, хочу дать тебе обратную связь. Ты как?" И тогда у Светы есть возможность дать знать, готова она к этому сейчас или нет. Есть и более формальный вариант: "Давай созваниваться раз в месяц и давать друг другу обратную связь". Так в календаре появляется событие, а у вас – возможность заранее подготовиться к тому, что будет происходить во время такого разговора.

Есть убеждение, что сначала нужно хвалить, потом критиковать, а в конце ещё раз хвалить. И даже существует специальная методика под названием "shit sandwich". Алексей считает, что если ты применяешь подход shit sandwich, потому что ты неаутентичен и хочешь сказать фигню, тогда весь разговор будет неаутентичным. Например: "У тебя такие красивые глаза и, кстати, такой х*евый макет". И это ещё одна распространённая ошибка – давать обратную связь человеку как личности, а не его работе.

В западном мире считается не очень хорошим хвалить человека. Имеет смысл обращать внимание на то, что человек умеет или делает, а не на то, каким он является.

План выдачи обратной связи:
- определение цели;
- понимание сути обратной связи и выбор уровня коммуникации;
- запрос разрешения от потенциального получателя;
- выдача;
- понимание того, как всё это делать и не совершать распространённые ошибки;
- запрос обратной связи для вас (этот пункт – это высший пилотаж).

Вместе эти пункты формируют идеальную историю, которая позволяет избегать острых углов, эффективно обмениваться обратной связью и получать классные результаты.

Можно провалить обратную связь и повысить человека так, что он уйдет недовольным, а можно уволить человека и классно дать обратную связь, которая позволит человеку изменить свою жизнь к лучшему и вспоминать вас в положительном ключе, несмотря на увольнение. И то, и то реально.

Наиболее распространённые ошибки при выдаче обратной связи:
- то, что человек не ожидает её, и поэтому воспринимает её в штыки;
- то, что человек не понимает, что это обратная связь, потому что она замаскирована;
- использование методов из книг для своего удобства вместо того, чтобы выписать аутентичный фидбек и потом прямо озвучить его;
- отсутствие тщательной подготовки.

Если не готовиться к обратной связи, будет сложно её давать. Особенно, в первое время. Тоже самое касается тех, кто её получает. Это актуально и в профессиональных, и в личных отношениях. Соотственно, подготовка очень важна. А если то, как вы даёте обратную связь, разрушает долгосрочные отношения, наверняка есть, что улучшить в том, как вы её даёте.

Обратная связь необязательно должна заканчиваться запросом на изменения. Это зависит от того, какая у вас цель. В целом, она может быть информационной или трансформационной. Например, в случае с увольнением какого-то запроса нет. Обычно в такой момент слова гораздо менее важны, чем действия. Например, что вы сделаете для того, чтобы человеку было комфортнее после сокращения. Может, вы дадите ему стоков, выплатите коменсацию в три раза больше, чем требует законодательство, или напишите всем своим знакомым, чтобы посоветовать своего сотрудника.

В приёме обратной связи очень важно понять, что это отдельная роль, которая подразумевает, что вы умеете слушать. Не перебивать и слушать, дать человеку выговориться, а потом уже начать давать свою оценку ситуации и проговорить, что это значит для вас. После получения обратной связи Алексей предпочитает не делать выводов, а задавать вопросы, которые у него накопились, и на основе ответов уже переходить к выводам.

Когда вы пытаетесь вступить в дискуссию в процессе получения обратной связи, это сильно усложняет процесс для всех. Так тот, кто даёт обратную связь, не может закончить начатое, а вы в свою очередь пропускаете важную информацию.

Мы можем оказаться в противоположной ситуации, когда нам не хватает обратной связи, и тогда мы можем сами инициировать её получение. Тогда разумно поставить запрос – объяснить, что вам не хватает обратной связи, и предложить регулярные сессии для её получения.

Алексей убежден, что большинство людей повышают из-за двух факторов: способности достигать цели и способности коммуницировать. Если вы сочетаете в себе эти умения, вероятно, вас буду хотеть продвигать по карьерной лестнице. Второе часто идёт без первого. Многие люди умудряются добиваться своего без коммуникации или с такой херовой коммуникации, что...а потом они часто приходят к коучам, вроде Алексея, и жалуются на то, что их не повышают уже несколько лет. В процессе может выясниться, что человек не умеет либо слушать, либо давать обратную связь. Как получающий, вы можете не только получить обратную связь, но и помочь другому дать её и высказаться.

Если у вас не очень хорошие отношения с каким-то человеком – допустим, с тёщей – можно предложить ей дать вам обратную связь и поговорить. То есть выслушать, что она о вас думает.

Есть высокая вероятность того, что между людьми образовался плохой контакт из-за того, что один из вас сформировал о другом впечатление на уровне мнений, и не может поправить его. Приглашая его на разговор, в котором вы выступаете в качестве слушателя, вместо озвучивания своих претензий, можно поспособствовать лучшему пониманию друг друга.

Существуют самые разные способы давать обратную связь. Если вы погуглите, вы найдёте множество вариантов. Но понимать общий принцип важнее, чем использовать какой-то определенный метод. Так вы сможете давать обратную связь аутентично, а не засовывать себя в рамки чей-то модели.

Любую обратную связь можно разделить на четыре части:
- преимущества, которые есть у человека, ситуации, проделанной работой;
- недостатки;
- вопросы, то есть моменты, в которых вы не уверены;
- предложения по улучшения, которые у вас наверняка есть.

Эти четыре пункта можно встроить в любую обратную связь. Если вы чувствуете, что скатываетесь в негатив, значит, вы чрезмерно углубились в один из пунктов, но это не значит, что нет других трёх. В любом случае, есть какие-то преимущества, вопросы и предложения. Соответственно, можно вернуться к списку выше и сбалансировать процесс.



Ролевые игры
Алексей: Светочка, здарова! Честно тебе скажу, есть парочка вещей, которые я подза*бался уже делать. Например, постоянно хастлить, чтобы запустить наш курс, а дедлайн, как ты знаешь, уже в воскресенье. Я херачу и смотрю, что ты нихера не делаешь.

Света: Лёша, ну, ты же профессиональный хайпожер. Ты же как рыба в воде в этом. Я даже не включаюсь, потому что я знаю, что это твоя стезя.

Алексей: Спасибо, Свет, спасибо.

Света: Пожалуйста!

Алексей: Отличная обратная связь. А теперь давай серьёзно. Я фигачу по 18 часов в день, а потом смотрю, что за день сделала ты, и у тебя там ползадачи закончено.

Света: А у тебя есть серебряный шар, в котором ты видишь, что я сделала? Ничего, что я реально до хрена делаю? Я не всегда заношу их в таск-менеджер, но вообще-то я всё делаю, поэтому не надо тут...

Алексей: С моей точки зрения, ты нихера не делаешь. Просто прохлаждаешься, а я херачу.

Света: Бедняжка!

Алексей: Перестань, пожалуйста, так говорить.

Света: На обиженных знаешь что возят? В лучше случае – воду.

Алексей: Какая-то ты сегодня пассивно-агрессивная, не находишь?

Света: Нет, ты знаешь, не нахожу. Нахожу, что я смонтировала дохера подкастов, сходила подышала. Мне кажется, что я всё правильно сделала.

Алексей: Мне иногда кажется, что все твои проекты для тебя важнее, чем наш с тобой. И что ты нашими общими делами не горишь.

Света: С такой степенью благодарности, которую я сейчас огребаю за наш общий проект, я бы реально переключилась на свои и там бы прекрасно себя чувствовала.

Алексей: Знаешь, что? Я тоже могу сам по себе. Я тоже, пожалуй, подумаю над сольными вопросиками.

Света: Давай, иди гастролируй сольно.

В примере выше Света была совершенно неготова к получению обратной связи. Алексей ошарашил её неожиданным потоком критики, который ещё и наполнил обобщениями, не имеющими ничего общего с реальностью. Из-за этого Света тут же стала в оборонительную позицию. А за счёт резких слов общая атмфосфера разговора была негативной. В свою очередь, Алексей чувствовал себя разъяренно и вообще не фильтровал, что говорил. Он получил от этого определенное удовольствие, но чем дальше, тем было понятнее, что разговор может привести даже к разрыву отношений и прекращению сотрудничества. В какой-то момент Алексей почувствовал, что пора остановиться, но уже не смог.

В примере ниже обратная связь не была неожиданной. Алексей подготовил Свету к её появлению и аргументировал своё решение озвучить её. Дальше Алексей чётко сформулировал проблему и предложил Свете подумать об услышанном. Благодаря адекватной коммуникации со стороны Алексея у Светы не появилась потребность защищаться. Вместо этого она просто объяснила своё поведение. Алексей узнал много нового, лучше понял ситуацию и спросил Свету про возможное решение, которое подошло обоим.

Алексей: Светочка, привет!

Света: Привет, Лёшечка!

Алексей: Мы с тобой так дофига работаем в последнее время, и я вчера вечером посидел подумал над тем, что мы делаем, как мы это выражаем, и у меня появилась идея. Послушай, откликнется ли она тебе. Я хочу дать тебе обратную связь по поводу того, как мы работаем перед запуском. Как ты относишься к тому, чтобы провести сессию обратной связи?

Света: Время есть, так что давай проведём.

Алексей: Супер. Первым делом хочу сказать, что я понял, что мы с тобой довольно много вкладываемся, но у нас разные способы это делать. Я заметил, что перед запуском я включаю турбо-режим и начинаю много всего делать. Часов по 12-15 фигачу публичные выступления, пиар, маркетинг – всё, что нужно для того, чтобы запустить курс. И в какой-то момент я замечаю, что я не вижу похожей отдачи от тебя и похожих выхлопов с твоей стороны, из-за чего у меня появляется внутренний дисбаланс. Это меня деморализует. Мне бы очень хотелось видеть от кофаундера не меньше отдачи и вклада в такой важный период, как неделя перед курсом. Что ты можешь сказать на этот счёт?

Света: Спасибо тебе за то, что ты это подсветил. Для меня это было совсем неочевидно. Наверное, есть несколько больших причин, по которым так происходит. Во-первых, мне сложно говорить о том, что я делаю, и пиарить себя, и я работаю над этим со своим психотерапевтом. А во-вторых, мне казалось, ты это делаешь настолько естественно, что я даже не думала, что ты устаёшь от этого. Я даже не думала, что оказывается, ты хочешь поддержки с моей стороны. И, в-третьих, у тебя аудитория больше, чем у меня, поэтому мне показалось, что это эффективнее, если ты этим будешь заниматься. Наверное, стоило сопоставить наши ожидания.

Алексей: Да, объективно есть вывод, что нужно это сделать. Особенно – перед запуском. Скажи тогда, что могло бы помочь тебе чувствовать себя более свободно в плане продвижения продукта? Я не хочу залезать на твою личную территорию. Если ты не хочешь себя пиарить, это не проблема, но у нас есть цели, связанные с нашей деятельностью. Интересно, как мы могли бы работать в большей синхронности для их достижения.

Света: Я могла бы делать это с тобой. Включаться в контентную часть, проводить вебинары. Мы всегда делаем вместе подкасты, и это для меня очень комфортно. Либо у меня есть много всяких друзей-подкастеров, к которым мы могли бы ходить с тобой и рассказывать о том, какой у нас классный курс. Мне скорее нужна твоя поддержка, чтобы мы делали это вместе. Так я готова это делать в любом формате. А когда я остаюсь один на один с этой задачей, у меня возникает ступор.

Алексей: Давай тогда запланируем несколько совместных событий, и ты там проявишься, поможешь мне с этими вещами.

Света: Давай, давай так сделаем.

Алексей: Я для себя выяснил, что у тебя есть трудности в проявлением себя в одиночку, но тебе будет легче делать это вместе. Правильно я тебя понял?

Света: Всё так.

Алексей: Супер! Тогда запланируем несколько совместных выступлением и посмотрим.

Света: Давай.
Домашка
Подумайте о ситуации, где вам предстоит — или просто хотелось бы — дать обратную связь другому человеку. Распишите четыре составляющие обратной связи: 1) всё, что прошло хорошо, 2) всё, что могло бы быть сделано лучше, 3) вопросы, которые у вас есть к собеседнику, и 4) идеи, которые у вас возникли.

Доп. материалы
НЕДЕЛЯ 4, УРОК 12
Как общаться в сообществе
Как стать частью группы, общаться в коллективе и поддерживать сообщество в его развитии
Аудиозапись урока
Ситуация
  • Старое окружение не совпадает с новыми ценностями
  • Вы живёте в среде, где главное – это карьера, а хочется чего-то другого
  • Кажется, что новые люди поверхностные
  • Вы переехали (или как-то ещё изменили свою жизнь) и теперь необходимо заново строить своё окружение
  • Есть желание стать частью классного сообщества, но непонятно, как туда попасть
Что нужно знать — коротко
1. Разный контекст (работа, отношения, сообщество) подразумевает разную коммуникацию.

2. Если страшно или не хочется вступать в чьё-то сообщество – можно создать своё.

3. Качественные онлайн-курсы с группами – классная возможность находить единомышленников.

4. В сообществах всегда есть лидеры, а вокруг них – группа людей, которые активно участвуют и продвигают сообщество.

5. Сообщество живёт благодаря новым людям, которые хотят присоединяться к нему.

6. Важно понимать, зачем вы хотите стать частью определённого сообщества. Будьте готовы рассказать об этом и о вашей ценности его участникам. Это поможет заинтересовать их и попасть в сообщество.

7. Если вы не можете себе позволить какую-то активность, которая необходима для вступления в сообщество, не стесняйтесь говорить об этом прямо и спрашивать про альтернативу. Вдруг она есть?
Содержание урока — подробно
Бывает так, что вы преисполнились в познании, а ваше окружение – нет, из-за чего вам становится некомфортно, но и страшно что-то менять, искать других людей. Вдруг они такие же?

История
Кремниевая долина – магическое место, где строятся многомиллиардные компании, но это и очень сложная среда с человеческой точки зрения. Все работают. Очень многие жалуются на отсутствие глубоких, доверительных отношений, сложности с построением сообщества.

Когда началась пандемия, изоляция стала шоком для Алексея, потому что до неё он тусил и был активен в нескольких сообществах. При этом многие его друзья рассказывали о том, что для них ничего не изменилось, и что в изоляции они чувствовали себя так же одиноко, как и до неё. Оказалось, что они считали себя недостойными того, чтобы вступать в определённые сообщества, а другие казались им неподходящими. Это смесь неуверенности в себе и в том, что они смогут завязать правильные контакты и коммуницировать свою ценность.

Пандемия подсветила то, что в одиночестве очень сложно переживать трудности. Нам нужны люди и такие, которые соответствуют вашему текущему уровню развития. Если оставаться в старых компаниях, они будут тянуть вас туда, откуда вы готовы уйти.

Света поделилась своей фобией нового. Иногда ей со стороны кажется, что новые люди слишком поверхностные или не такие душевные, из-за чего она не хочет даже попробовать пообщаться с ними и не может узнать, какие они на самом деле.
Ещё история
Разный контекст (работа, отношения, сообщество) подразумевает разную коммуникацию. Важно понимать эти различия и уметь подстраиваться. А для того, чтобы попадать в классные сообщества, достойно показывать себя и становиться их частью, нужно понимать, как они устроены.

Алексей ведёт Телеграм-канал Ponchik News, у которого есть своё сообщество. Также есть отдельное сообщество людей, которые слушают подкаст Алексея и Светы, поддерживают его на Патреоне. Это довольно плотная тусовка людей, которые общаются и что-то друг про друга знают. Благодаря этому и прошлому опыту Алексея в разных сообществах, он понял, чем они похожи и отличаются друг от друга вне зависимости от их типа.

Света, как и Алексей, прошла через переезд, эмиграцию и потребность строить свою жизнь заново уже во взрослом возрасте. Она прошла через потерю связей, которые были для неё важны, и одиночество как последствие. В результате, Света придумала и реализовала несколько подкастов. Ей было страшно вступать в существующее сообщество, поэтому она решила создать своё. Так жизнь стала намного интереснее.

Обычно мы находим новых друзей на учёбе и работе, но с возрастом сложнее выстраивать новые глубокие связи, если у тебя нет каких-то конкретных интересов. Для Светы большим источником новых сообществ стало дополнительное обучение. Например, курс в музыкальной школе Маскелиаде. И тоже самое можно сказать про этот курс, который вы проходите прямо сейчас.

Для вступления в современные сообщества не нужно обладать сверхспособностями, покупать карточку VIP-клуба и так далее. Можно посмотреть на это сообщество, принять его правила, если они тебе нравятся, и уже начинать общаться. Людям важно общаться с другими людьми, так что скорее вас примут тепло практически везде.

Теория
Как же устроены сообщества?

В любом сообществе всегда есть лидеры, то есть заводилы, которые создают движ и делают так, чтобы происходило что-нибудь новое. Они организовывают события, пишут посты, снимают видео на YouTube. Активности могут отличаться в зависимости от сообщества, но суть в том, что это лидеры, которые создают движ и получают от этого удовольствие. Обычно это визионеры, которые сконцентрированы на продвижении идеи вперёд.

Вокруг них есть ядро. Это евангелисты и амбассадоры, лидеры мнений. Это группа людей, которые активно участвуют и продвигают сообщество. Они достаточно вовлечены в сообщество. Очень часто именно за счёт них идет привлечение новых людей и происходят многие важные моменты.

Дальше идёт круг последователей. Они созваниваются, ходят на встречи, создают ощущение единения и группы. Все не могут быть лидерами или евангелистами, тогда они будут слишком направлены вовне, а не на свою группу. Важно осознавать, что любое сообщество живёт не за счет лидера или ядра, а за счет вариативного компонента людей, которые приходят, хотят вступить и поучаствовать. Сообщество не может жить без постоянного обновления и взаимодействия этих людей.

Откуда возникает этот диссонанс? Люди смотрят на лидеров и думают, что для того, чтобы стать частью сообщества, им нужно быть такими же крутыми, но это не так. Например, Свете и Алексею, как лидерам своего сообщества вокруг этого курса, интересно развиваться, узнавать новые мнения, сталкиваться с другими позициями.

Часто достаточно просто быть классным последователем в сообществе. Необязательно быть двигателем прогресса и не нужно сравнивать себя с людьми, которые как раз являются его движущей силой. Вместо этого нам необходимо коммуницировать, почему мы хотим стать частью сообщества и почему нас стоит туда пускать. Стоит спросить себя: почему я хочу этого и зачем мне это нужно? Если честно ответить на эти вопросы, можно выяснить свою потребность.

Например, мне нужно быть частью сообщества выпускников курса, потому что так я смогу продолжать общаться с ними, практиковать свои навыки аутентичной коммуникации и задавать вопросы в доверительной среде, где меня примут, поймут и помогут советом. Если вы сможете рассказать об этом и о вашей ценности ядру сообщества, есть большая вероятность, что вас туда пустят. А если нет – вернитесь к урок про отказ и воспользуйтесь информацией оттуда.


Ролевые игры
Света: Я увидела пост у тебя в канале о том, что ты активно занимаешься коучингом и делаешь закрытое сообщество для своих клиентов, где можно обсуждать свои проблемы и запросы в доверительной среде. Я хочу вступить.

Алексей: Во-первых, привет. А во-вторых, дело в том, что это закрытое сообщество, на что есть своя причина. Открытый формат доступен у меня в канале и комментариях там, а это именно для моих коучинговых клиентов. Сперва я делаю сессии с продуктовыми лидерами, а потом они вступают в сообщество.

Света: Понятно. Ну, ладно. Я не продуктовый лидер и не руководитель, так что, видимо, это пока не для меня. Напишу тебе как-нибудь.

Алексей: Давай, пока.

В примере выше Света почувствовала себя неуверенно, когда услышала о том, что это сообщество для людей с определенными должностями, и тут же решила, что она пока для него не подходит. Она испугалась и быстро свернула разговор. А Алексей просто оберегал свое сообщество и людей в нем. Он собирался предложить Свете коучинг, чтобы познакомиться с ней получше, но она тут же слилась, поэтому он даже не успел это сделать.

В примере ниже Света выбрала более уверенную позицию, в которой она сразу же озвучила свои обстоятельства и потребности, а ещё проговорила свою персональную ценность, что заинтересовало Алексея. Плюс Света задавала вопросы и получила дополнительную информацию, которая приблизила её ко вступлению в желаемое сообщество Алексея.

Света: Я увидела пост у тебя в канале о том, что ты сейчас активно занимаешься коучингом для руководителей и продуктовых лидеров и делаешь для них закрытое сообщество, в котором они могут обсуждать свои проблемы. Я и не тот, и не другой, но мне очень интересно то, что вы делаете. Мне кажется, это было бы супер для моего развития, а я со своей стороны могу привнести какую-то экспертизу тоже. Что нужно сделать для того, чтобы вступить?

Алексей: У нас там не только руководители и предприниматели, но и очень разные люди. Расскажи, пожалуйста, в чём твоя экспертиза? Какие твои навыки могут быть полезны для участников сообщества?

Света: Я работаю на фрилансе и понимаю, как выстроить passion business, где ты многое делаешь сам и что-то делегируешь.

Алексей: Круто! Passion economy и passion business – это горячая тема. Многие наши ребята хотят уходить из корпораций и делать что-то своё. Но я специально не даю доступ всем подряд и предпочитаю сначала поработать с человеком в рамках коучинговых сессий, а потом уже предлагать вступить к нам. Без коучинга я вряд ли могу дать тебе доступ, хотя ты и звучишь очень интересной и как человек, и как профессионал. Что думаешь?

Света: Мне бы очень хотелось, но твои сессии стоят так дорого и ты предлагаешь делать несколько сразу, а я сейчас не могу себе этого позволить. Если бы у тебя были какие-то ещё варианты взаимодействия подешевле, я бы с удовольствием их рассмотрела. Может, мы могли бы договориться.

Алексей: На самом деле, есть более короткие форматы. Например, оценивания по Хогану, для которых достаточно одной двухчасовой сессии, и они не стоят как коучинговые программы. Если тебе интересно, я могу рассказать тебе поподробнее и скинуть ссылку. Можно что-нибудь такое сделать. Для меня этого общения с тобой будет достаточно, чтобы понять и решить, хотел бы я пригласить тебя в наше сообщество.

Света: Клёво, давай. Спасибо большое за то, что уделил время и предложил альтернативу.

Алексей: Пожалуйста! Напишу тебе сейчас с ссылками.

Если вы не можете себе позволить какую-то активность, которая необходима для вступления в сообщество, не стесняйтесь говорить об этом прямо и спрашивать про альтернативу. Вдруг она есть?
Домашка
В течение ближайшей недели обозначьте 2-3 интересных вам группы людей и составьте для каждой из них по 5 вопросов, которые могут показать вашу заинтересованность и потенциальную пользу для участников сообщества. Сформулируйте свой запрос и пользу, а потом проговорите их вместе с напарником.

Материалы
Термины к урокам четвёртой недели
ТЕСТ
Как вы усвоили уроки четвёртой недели
Узнайте, как хорошо вы усвоили знания и навыки четвёртой недели курса
Начать
Чего НЕ стоит предпринимать при выдаче обратной связи?
Дальше
Проверить
Показать результат
Чтобы выдача обратной связи прошла эффективно, нужно...
Дальше
Проверить
Показать результат
Какие части есть в сообществе?
Дальше
Проверить
Показать результат
Что стоит делать, если вам отказали в знакомстве или просьбе?
Дальше
Проверить
Показать результат
Классные варианты найти себе новое окружение:
Дальше
Проверить
Показать результат
Что-то пошло не так
Похоже, не все уроки курса удалось впитать в полной мере. Попробуйте пройти эту неделю еще раз
Пройти еще раз
Неплохо!
Хорошие результаты, многие ответы верные!
Пройти еще раз
Супер!
Похоже, вы хорошо разобрались в уроках и доп. материалах. Так держать.
Пройти еще раз