НЕДЕЛЯ 1, НУЛЕВОЙ УРОК
Первый звонок
С какими запросами пришли участники? Что ожидать от курса? Как сделать так, чтобы курс дал свои плоды, и как сделать так, чтобы ничего не произошло?
Запись звонка
Запись первого звонка 2 сентября.
Что нужно знать
1. Мы услышали следующие темы от участников, когда собирали запросы на курс:
  • Границы
  • Ценности и потребности
  • Здоровая коммуникация, адекватность
  • Отношения в паре
  • Поддержка, сообщества
  • Драма в общении
  • Разрешение конфликтов

2. Структура курса
  • Курс построен в виде шести недель: по три урока первые 4 недели, 2 урока–на пятой неделе и шестая неделя–закрепление материала.
  • Кроме того, мы просим вас назначить созвоны с вашими напарниками
  • В начале и в конце курса будет звонок группы, а на третьей неделе можно присоединиться к сессии Q&A во время Office Hours c Алексеем и Светой. Вам, скорее всего, уже пришли приглашения в Гугл-календарь на три встречи.

3. Что сделать, чтобы получить плоды от этого курса:
  • Слушать лекции
  • Делать домашки на Миро-доске
  • Тренироваться с напарником
  • Применять знания на практике.

4. Что сделать, чтобы ничего не получить от этого курса:
  • Не появляться на звонках
  • Игнорировать уроки
  • Не читать материалы и не делать домашки
  • Скипать звонки с напарником
  • Не практиковать новые навыки
  • Не проходить финальный тест и не присоединиться к сообществу выпускников.

5. Куда идти, если что-то непонятно
  • На курсе есть ассистент Люба. Её контакты есть в группе в телеграм. Она может помочь с любыми организационными вопросами.
  • Если вы купили тариф с коучингом, чтобы назначить встречу со Светой или Алексеем, напишите Любе. Она покажет вам, как забукать сессию.

6. Сообщество и напарники
  • С первого дня курса мы добавим вас в общий чат участников курса в телеграме
  • В первый день курса мы также метчим вас с напарником и добавляем вас в отдельный чат 1:1.

7. Упражнение: Негативный опыт общения / позитивный опыт общения
  • Вспомните недавний негативный опыт общения. Каким он был? Что запомнилось? Почему опыт стал неприятным?
  • Вспомните недавний позитивный опыт общения. Какие качества были в той беседе? Чем она принципиально отличалась от негативной беседы, которую вы вспомнили ранее?

8. Ответы на частые вопросы.
Как пользоваться Miro?
НЕДЕЛЯ 1, УРОК 1
Какие бывают уровни коммуникации
Почему нас начинает бесить разговор? Рассказываем про личные истории, шесть уровней коммуникации, про повышение и понижение уровней и разбираем кейсы.
Аудиозапись урока
  • Что делать, если вы хотите слушать лекции через rss-ленту в своём приложении для подкастов: cкопировать ссылку https://bit.ly/3zw9p86, открыть приложение «Подкасты», раздел «Библиотека», затем «Изменить» и «Добавить подкаст по URL», вставить ссылку и подписаться. На английском: Podcasts – Library – Edit – Add a Show by URL – Subscribe.
Ситуация
  • Условный дядя Миша опять гонит пургу, а мы не знаем, как ему ответить, чтобы не превратить всё в скандал
  • Условная подруга подкинула проблем, мы на неё бесимся, но ничего не говорим, чтобы сохранить хорошие отношения
  • Условный принц на белом коне не отвечает на звонки, а мы страдаем, потому что не можем дать обратную связь.
  • и т.д.
Что нужно знать — коротко
1. Часто недоговоренности и мискоммуникация возникают из-за того, что люди общаются на разных уровнях.

2. Согласно американскому психологу Гэри Смалли, есть шесть уровней коммуникации в отношениях. Они перечислены от более низкого к более высокому:
  • Болтовня (small talk)
  • Обмен фактами
  • Мнения
  • Чувства
  • Потребности
  • Убеждения, верования

2. Чтобы привести общение в норму, стоит отметить, на каком уровне проходит беседа, и либо поравняться с собеседником, либо пригласить его поменять уровень. Например, часто конфликт возникает, когда люди переходят от обмена фактами («ты опоздал») к мнениям («ты фиговый партнер, потому что постоянно опаздываешь»).

3. Для более личных обсуждений, уровень следует повышать. Так проявляется личная заинтересованность в решении вопроса, аутентичность и открытость.

4. В каких-то рабочих задачах уровень стоит понизить — вместо мнений вернуться к обсуждению фактов. Так проявляется профессионализм.

5. Уровни разговора — важный базовых инструмент, который можно использовать в личных и профессиональных разговорах. Для начала, стоит научиться замечать, на каком уровне идет общение, особенно в сложных разговорах.
Содержание урока — подробно
Для Алексея аутентичность – это состояние, в котором человек осознает, что происходит, и при этом остается максимально честен с собой. Он не манипулирует, не прогибается и наоборот не пытается быть авторитетом, не играет в интеллектуальные игры. Такой человек по максимуму говорит как есть, и так и живет.

Многие техники выхода из сложных ситуаций с другими людьми основаны на том, чтобы соединиться с честной частью себя и сказать как есть. Люди – не дураки, и они понимают, когда вы от них чего-то хотите и применяете манипуляции, жалость и так далее. Обычно люди классно реагируют на аутентичность и тоже стараются быть аутентичными.
Аутентичность не раз помогала Алексею в сложных беседах, переговорах и личных отношениях. Многие отношения были спасены благодаря честным и аутентичным разговорам.

А для Светы аутентичное общение – это также отсутствие манипуляций и полная честность с собой. Когда вы заходите в отношения, не потому что вам что-то нужно от человека получить, и любые средства хороши, а потому что вы цените этого человека, ваше общене и себя. Когда вы можете разобраться с любым конфликтом так, чтобы и вам, и другому человеку было комфортно.

Зачем нужны уровни коммуникации?

Скорее всего, каждый из вас сможет вспомнить ситуацию, в которой вы как будто говорили с человеком на разных языках, и разговор вообще не клеился, хотя там у вас была одна и та же. И Алексей, и Света часто с таким сталкивались. Обычно так бывает, когда мы говорим на разных уровнях коммуникации.

История:

Света и её муж довольно сильно отличаются друг от друга в плане отношения к бытовухе. Света считает, что она не должна занимать много времени, и её не парит сборище грязной посуды, оставленной на ночь, но мужа Светы это бесит. По началу он ей об этом говорил и объяснял, что ему важно, чтобы вокруг были порядок и чистота. Но Света воспринимала это как наезд на себя. Ей казалось, что муж говорил ей, что она плохая хозяйка, жена, мать, дочь.

Ещё история:

За последние несколько лет Алексей сильно наладил свою коммуникацию с родителями, но до этого у них было довольно много таких разговоров, в которых он рассказывал о своей жизни, мнениях, планах и чувствах, а они в ответ говорили ему о том, что и как он должен делать. Скорее всего, с этим сталкивались многие. В таких ситуациях Алексей чувствовал себя маленьким мальчиком, которого не поняли и не услышали. Долгое время у него не получалось вывести такие разговоры в нужное росло. Потом он понял, что проблема была как раз в разных уровнях.

Теория

Есть пирамида потребностей Маслоу, благодаря которой мы понимаем, что если не закрыты ваши базовые потребности, вы не можете думать обо всем остальном. И примерно так же можно думать про коммуникацию. Если вы находитесь на более высоких уровнях коммуникации и общаетесь с людьми на более низких, вы будете сталкиваться дискомфортом и мискоммуникацию. Высокий и низкий в данном контексте – это не хорошо и не плохо, это просто абстрактные уровни.

Американский психолог Гэри Смалли десятки лет изучал отношения в парах и на основе этого сформулировал гипотезу про шесть уровней коммуникации. Они перечислены от более низкого к более высокому:

– Болтовня (small talk)
– Обмен фактами
– Мнения
– Чувства
– Потребности
– Убеждения, верования

Болтовня (small talk) – это разговоры про погоду, завтрак и выходные. Это акт вежливости и установка контакта. Этим навыком полезно владеть. И хотя некоторые считают его неаутентичным, Алексей с этим не согласен. Важно уметь базово очертить, что вы доброжелательны.

Обмен фактами – это проговаривание того, с чем нереально спорить. Например, Алексей – человек, дизайнер, ведущий подкаста, со-автор этого курса. Обмен фактами – это круто, это обмен информацией о том, что и когда произошло. На этом уровне нет мнений.

Мнения – это уровень, на котором вы начинаете давать событиям свою интерпретацию. Например, "мне кажется, что этот человек хороший". Сплетни – это типичное мнение. Обычно они сочетают в себе факт, личные наблюдения и установки. Алексею кажется, что очень многие разговоры происходят на уровне мнений. Споры – это чаще всего конфликт разных мнений, поэтому из них сложно выходить.

Чувства – это уровень, для которого необходимы готовность, открытость, осознанность и понимание того, что именно вы чувствуете. Алексей часто спрашивает своих коучинговых клиентов про умение обозначать своих чувства в моменте. Многие говорят, что это проблема. Обычно они чувствуют, что в разговоре что-то не так, но не могут сказать, что именно.

Например, я обижен, потому что этот человек отозвался обо мне в неприятном для меня ключе. Говорить на уровне чувств можно, если оба человека понимают, что именно они чувствуют, могут услышать друг друга и понять, что чувствует другой, а для этого нужна эмпатия.

Потребности – это понимание того, что именно вам нужно, что вы не получаете и почему вы испытываете определенные чувства. Например, когда вычувствуете обиду, часто есть потребность в том, чтобы вас не критиковали, и вы были в безопасности.

Эмоция – обида, а потребность – безопасность. Умение различать одно от другого понадобится для аутентичнойной коммуникации. Мы не можем быть аутентичными, не понимания чувств и потребностей.

Как понимать чувства и потребности? Дальше будут отдельные уроки о том, как быть в контакте со своими эмоциями и потребностями. Существуют универсальные списки и того, и другого, на которые удобно смотреть, чтобы понять, что происходит и как-то это охарактеризовать.

Убеждения, верования – это уровень, на котором обычно ведутся разговоры о религии или политике. Переубедить верующего человека невозможно. Он просто верит и всё. Алексей вспоминает Ричарда Докинза, который первую половину жизнь посвятил изучению генов, а вторую – популяризации науки. Он решил специализироваться на том, чтобы переубеждать религиозных людей и доказывать им важность научного подхода. Когда человек находится на уровне своих убеждений и верований, он находится за гранью фактов, из-за этого факты на него не действуют.

Если пример с религией кажется слишком абстрактным, можно вспомнить примеры людей из повседневной жизни, которые просто верят во что-то, и им все равно.

Как уровни коммуникации могут помочь?

Для того, чтобы разговор был более аутентичным и продуктивным, для начала стоит понять, на каких уровнях находитесь вы и ваш собеседник, а потом решить, нужно ли вам спускаться на уровень собеседника или предложить ему подняться на ваш. Обе стратегии могут работать.

Например, вы с клиентом обсуждаете макет сайта. Он считает, что дизайн – гавно, а вы считаете, что вы хорошенько постарались. Вместо обсуждения мнений, вы можете обсудить факты – что из этого сайта делает его нелицеприятным для клиента. Таким образом, вы переходите на уровень пониже и помогаете себе закончить этот разговор гораздо быстрее.

В другой ситуации вы можете наоборот пойти не вниз, а вверх и поговорить чуть более личные вещи. Например, вы хотите поговорить о том, как вы проводите досуг, но ваше мнение сильно отличается от мнения вашего собеседника. И вместо того, чтобы спускаться вниз на уровень фактов, вы решаете пойти вверх и поговорить о чувствах, которые говорят вам, что вы раздражены. Оказывается, вы мало спали и не готовы вести этот разговор.

Чувства могут быть связаны с тем, что человек не чувствует себя услышанным и понятым. Тогда вы понимаете, что он испытывает чувство незащищенности и можете дать ему пространство, чтобы высказаться, пока вы помолчите и послушаете. Это честный способ разрешить разговор.

Если подытожить, с помощью понижения или повышения уровне коммуникации можно разобраться с недопониманием, трением, конфликтом.



Ролевые игры
Ниже транскрипты двух демонстраций. Первый раз Света и Алексей общаются о чем-то без применения навыков аутентичного общения. Второй раз — используя навыки из этого урока.


Света: Лёш, мы с тобой сегодня сели записывать первый урок...

Алексей: Привет, Свет!

Света: Да, привет через 15 минут после того, как мы договорились начать.

Алексей: Извини, я немножко опоздал.

Света: А тебе не кажется, что ты каждый раз опаздываешь?

Алексей: Каждый раз – это преувеличение.

Света: И мы начинаем попозже. Я уже даже сама начала опаздывать, потому что я знаю, что ты не придёшь вовремя.

Алексей: Да чё ты гонишь на меня? Я пришёл записывать, а ты начинаешь...

Света: Мне кажется, ты несерьёзно к этому относишься.

Алексей: А мне кажется, ты меня постоянно критикуешь.

Света: Мне кажется, для тебя это как хобби какое-то. На работу ты, наверное, вовремя приходишь.

Алексей: Ты же знаешь, что меня уволили. Зачем ты по больному опять?

Света: Мне кажется, тебе надо подумать над своим поведением.

Алексей: Подумать? Как в садике воспиталка. Ты меня еще в угол поставь.

Света: Мне кажется, мы с тобой сегодня ничего не запишем. У меня уже и настроения нет, и времени тоже. Ты, может, думаешь, что я домохозяйка, которая сидит дома и ничего не делает, но вообще-то у меня дела есть.

Алексей: Не хочешь – не будем. Мне не больше всех это надо.

Света: Ах, тебе не надо?!

Алексей: Это не то, что я сказал.

Света: Окей...

Алексей: Давай ты подумай, и я подумаю.

Света: Я подумаю, Лёш.

Алексей: О чём ты подумаешь?

Света: Я знаю, о чём мне подумать.

Алексей: Как-то не складывается у нас беседа сегодня. Я, пожалуй, пойду.

Света: Ага, иди давай.


В примере ниже Алексей перевел разговор на уровень фактов, а потом они со Светой обсудили опоздания и выразили их так, чтобы можно было понаблюдать со стороны.


Света: О, Лёш, привет!

Алексей: Здорова, Света.

Света: А я думала, ты не придешь, и уже Зум закрывала.

Алексей: Да, опоздал. Прости, пожалуйста.

Света: Тебе не кажется, что ты каждый раз опаздываешь, и у нас не случается запись охрененное количество раз?

Алексей: Я вижу, что нам с тобой надо обсудить некоторые факты, связанные с моим опозданиями опозданиями. Я точно знаю, что за последний год я опаздывал на запись раза три. Ты согласна с этим?

Света: Три? Да, может, четыре даже.

Алексей: Да, четыре раза. При этом мы записали с тобой 28 эпизодов, то есть я опаздываю один раз из восьми-девяти. Помнишь, как люди опаздывали, когда ты работала в креативном агентстве? Каждый день, на каждую встречу.

Света: Да, было такое.

Алексей: Ну, вот! Я думаю, если опаздываешь не чаще, чем 10%, это нормально. Давай установим для себя такой лимит? 10% опозданий – это ок, а если больше, то надо поговорить.

Света: То есть, мы устанавливаем этот уровень в 10% и для тебя, и для меня?

Алексей: Ну, да. Если больше опозданий, чем какой-то уровень нам, наверное, действительно стоит сесть и обсудить, можно ли что-то сделать дисциплинарно.

Света: Звучит логично. Я как-то забыла, что остальные 28 раз ты пришёл. Просто мне показалось, что ты прям каждый раз опаздываешь, но мы записали в срок очень много эпизодов.

Алексей: Класс! Спасибо, Света. Очень технично мы всегда с тобой работаем и всегда по делу. Я это очень ценю.

Света: Начнём записывать?

Алексей: Давай.


А в этом случае Алексей и Света перешли с уровня мнений сначала на уровень чувств, а потомна уровень потребностей.


Света: Лёш, ну че? 15 минут тебя жду.

Алексей: Прости, Свет. Привет!

Света: Опять? 365 дней в году я тебя жду как Хатико.

Алексей: Рад тебя видеть, Свет. Я чувствую, что ты расстроена моим опозданием.

Света: Вообще да. Я расстроена и чувствую себя так, словно это только мне надо.

Алексей: Чувствуешь себя немного оставленной и обиженной, похоже.

Света: И есть почему. Ты не приходишь и ты как бы говоришь, что я и наш подкаст – не твой приоритет. Ты зависаешь на каких-то других делах, а я чувствую себя как брошенка.

Алексей: То есть ты чувствуешь себя оставленной и брошенной из-за того, что я опаздываю? Правильно я тебя услышал?

Света: Да, всё так.

Алексей: Неприятное чувство. Я его тоже испытывал. Надо сказать, чувствовать себя брошенным или оставленным в контейнере неуважения к своему времени — это реально обидно.

Света: Очень обидно!

Алексей: Понимаю тебя. Прости, пожалуйста. Я не хотел заставить тебя так себя чувствовать. У меня есть уважительная причина, но я могу даже их не рассказывать. Я действительно виноват, и прошу у тебя прощения.

Света: Вообще мне хотелось бы испытывать поменьше таких обид в жизни. Тем более, мне кажется, мы можем их как-то избежать. Может, договоримся?

Алексей: Да, если ты говоришь, что у тебя есть чувство оставленности, наверное, мне стоит заранее тебе писать, чтобы ты понимала, что я не забыл, и что мне важна наша запись. Просто иногда есть какие-то личные обстоятельства или пробки, и поэтому я опаздываю. Я просто по умолчанию думаю, что 15 минут это окей, но теперь я понимаю, что мне нужно заранее об этом написать.

Света: Да, это было бы круто, потому что я так не думаю и каждый раз, когда я жду, я думаю: ну вот, опять не пришёл. Если ты будешь заранее говорить, мне кажется, такого чувства у меня не возникнет.

Алексей: Конечно! Если сообщение за 15 минут до начала эфира заставит тебя чувствовать себя лучше, я готов. И попрошу тебя о том же, если вдруг ты не можешь вовремя начать.

Света: Супер! Давай об этом и договоримся.


Есть ощущение, что с фактами можно быстрее расправиться, но с чувствами и потребностями разговор становится глубже. Важно учитывать то, что не во всех контекстах уместно исследовать внутренний мир. Иногда нужно просто решить какой-то вопрос. И вместо обид и мнений, разложить все факты, понять, что устраивает, а что нет, и двигаться дальше. Общение про чувства и потребности по умолчанию подразумевает большую открытость с вашей стороны и готовность со стороны собеседника. Это лучше подходит для личных отношений.

Света заметила, что на уровне мнений очень хочется обобщать и гиперболизировать. Например, что человек что-то делает всегда или не делает никогда. Прямо как в песне у Киркорова. Алексею кажется, что именно так и возникает драма, когда мы активно смешиваем факты и непроработанные мнения, и не говорим как есть. В результате получается мешанина, из которой сложно вытащить человека на уровень адекватной коммуникации.

Также Света заметила, что на уровне мнений мы наблюдаем и говорим о другом человеке, а когда мы переходим на уровень чувств, мы обращаем больше внимания на себя и на свои чувства, а значит, можем проговорить, что нам обидно и что именно. Алексей с этим согласен и подчеркивает, что на уровне мнений легко спорить с мнениями, потому что они у каждого свои, а на уровне фактов, как и на уровне чувств, спорить сложно.
Домашка
В течение недели поизучайте, на каких уровнях проходят важные разговоры в вашей жизни: с родными, близкими, коллегами, друзьями. Посмотрите на особенно сложные и токсичные темы с определенными людьми — на каких уровнях вы общаетесь?

Сделайте дубликат миро-доски с домашними заданиями и заполните там Домашку №1 в течение недели. Обсудите результаты с напарником на созвоне
Материалы
  • The Evolution of Human Communication, by Tess Pierce
  • Secrets of Lasting Love, by Gary Smalley
НЕДЕЛЯ 1, УРОК 2
Как сделать общение адекватным
Как вести себя, когда собеседник сложен или токсичен в общении, и хочется перестать с ним взаимодействовать или наговорить грубостей.
Аудиозапись урока
Ситуация
  • Кто-то серьезно бесит в общении
  • Человек раздражает, с ним очень сложно общаться
  • Иногда хочется перестать разговаривать с человеком
  • Есть люди, которых хочется слушать не дольше нескольких минут
  • Хочется быть хорошим собеседником, но другой человек слишком токсичен, и т.п.
Что нужно знать – коротко
1. Если собеседник неадекватен, это не значит, что и вы должны быть на его уровне.

2. Ключ к адекватной коммуникации — проговаривать свои чувства, которые возникают в разговоре.

3. Для того, чтобы проговаривать свои чувства, первым делом нужно научиться их различать. Отличный способ начать замечать эмоции — вести дневник или отмечать про себя: «что я делал — что я услышал — что я почувствовал»

4. Вторая часть: создать план действий, когда возникают определенные эмоции, например, гнев или раздражение. Пример такого плана: проговаривать свои эмоции в разговоре. Для собеседника может быть новостью, какие эмоции вы испытываете и как разговор влияет на вас.

5. В таких разговорах стоит избегать обобщений (все, никто, везде, нигде, всегда, постоянно, никогда, каждый и т.п.) и местоимений (ты, вы, они, мы). Вместо этого попробуйте строить «Я-сообщения» — из позиции от первого лица. Например: «Я чувствую раздражение и понимаю, что не могу сейчас продолжить разговор» (вместо: «Ты меня бесишь, никогда больше буду с тобой говорить»)

6. Постепенно внедряйте практику замечания и называния эмоций в свое общение и посмотрите, как меняется степень адекватности разговора.
Что нужно знать – подробно
Свету никто никогда так не бесил, как её дядя Миша, брат отца. Он любил доказывать, что черное – это белое, а белое – это черное. Сам от этого кайфовал, а остальных нереально раздражал. Когда-то Свете было важно с ним спорить, но все закончилось тем, что она перестала с ним общаться, потому что это общение выжимало из неё все жизненные соки. В результате, ей стало ощутимо спокойнее после того, как она прекратила поддерживать отношения с ним только потому, что у них есть капля общей крови.

Что делать, когда человек вызывает сильные эмоции?

Для Алексея важно понимать, что он может выйти из разговора, который ему не нравится, или разобраться с тем, какие эмоции он чувствует и довериться тому, что они возникают не просто так. Есть люди, которых он может слушать спокойно 10 минут, но потом они вдруг начинают показывать, какие они ох*енно классные и насколько они во что-то врубаются или какие у них связи. Начинается гонор, который не несет никакой ценности, кроме повышения самооценки этого человека. В какой-то момент такие разговоры стали Алексею неинтересны, и он начал говорить: «Слушай, давай сменим тему» или «Мне это неинтересно. Я пошёл». То есть, он озвучивал свою позицию и прекращал то, что его не устраивало.
Теория

В семье есть такой вариант, как отказаться от общения с дальним родственником, который не присутствует в твоей жизни на регулярной основе и не имеет для тебя большого значения. Но есть и чуть менее токсичные люди, с которыми при этом приходится периодически общаться. Например, по работе. Как себя вести, если вы видите, что человек неадекватен, но он по каким-то причинам вам нужен для того, чтобы сделать проект или, допустим, это родители или друзья вашего партнера, от которых вы не можете просто так избавиться?

С точки зрения того, чему нас учит коммуникационная теория, нам сперва нужно понимать маркеры, которые возникают. Бесит – это слишком широкая эмоция. Света и Алексей часто говорят про бесяки, но бесяк может быть чем угодно, что некомфортно.

Стоит начать с того, чтобы замечать эмоции. Поначалу можно анализировать их письменно, вести дневник. Записывать туда, что вы делали, что вы услышали от сложного собеседника, что вы чувствовали в этот момент. Всё это поможет хорошенько разобраться в том, какие эмоции возникают.

То есть, что я делал в этот момент, что я слышал и что я чувствовал. Например, я шел по коридору и встретился с Васей, который захотел обсудить со мной проект. Я услышал от Васи, что он считает, что я ленивая скотина. Что я почувствовал? Гамму эмоций. Каких именно? Если это общение, которое вы не можете прекратить, вы выделяете время, чтобы посмотреть на то, что это был за разговор и что вы почувствовали. Алексей считает, что эмоции – это ключ, а отмечание эмоций – как практика.

Второй этап – составление плана, как в таких ситуациях адекватно отвечать и реагировать. Делать можно очень много чего. Во-первых, проговорить человеку, какие вы чувствуете эмоции. Это достаточно высокий уровень коммуникации, которые обсуждались в первом уроке. Вы можете проинформировать человека о том, как это заставляет вас себя чувствовать: «Слушай, когда ты это говоришь, я себя ощущаю таким образом». Для многих людей это новость, потому что они решают другую задачу. Они хотят проект выполнить в срок, показать, какие они умные, как дядя Светы, который пытается всех убедить в том, что он не просто дядя Миша, а умный дядя Миша. Вы вообще не при чем в этой истории, но человек этого не осознает. Когда вы даете ему обратную связь, это заставляет очень многих нормальных людей – у которых есть способность к рефлексии – вернуть себе немножечко адекватности и притормозить.

Во-вторых, можно сказать: «Мне нужно время, чтобы над этим подумать». Или: «Я не могу сейчас с тобой говорить». Что угодно, что дает вам перерыв, потому что очень часто мы совершаем глупые поступки, когда сразу активируем нервную систему и с пылу, с жару начинаем отвечать. Обычно такой разговор приходит в говнище.

Света вспоминает разговоры с дядей Мишей, а они всегда были на каких-то семейных мероприятиях и превращались в говно из-за того, что люди реагировали на него сразу. Теперь Света понимает, что было бы гораздо лучше взять паузу для того, чтобы как-то всё это осознать и прожить. Но вопрос в том, как эту эмоцию, которая в вас уже есть, не выплеснуть на этого человека, а прочувствовать и проанализировать?

Алексей считает, что проживание эмоций – это дело рук самих проживающих, то есть если у Светы неравнодушие к дяде Мише, потому что он спорит, хотя неправ, и, судя по всему, он тролль. А тролля, как мы знаем, кормить не нужно. Последнее, что нужно делать, – это давать им какое-то внимание. Возможно прожить эти эмоции отдельно. Например, сказать: «Слушай, отличная тема. Мне надо подумать над тем, что белое — это чёрное. Я, пожалуй, отойду и обдумаю это». Спокойно прожить свои эмоции, а потом вернуться и поговорить либо об этом, либо о чем-то другом.

Очень часто мы становимся неадекватными, когда переходим на эмоциональный уровень выяснения отношений вместо того, чтобы говорить про факты, про проекты. Такие вещи, с которыми мы обычно уходим в разговоре по работе, например. У нас начинается сильная эмоциональная привязка. Эту эмоцию надо различать и проживать отдельно, а потом сообщать людям обязательно о том, что вы что-то такое чувствуете. Можно специальную какую-то встречу сделать для этого. Необязательно с пылу, с жару коммуницировать.

Ещё один способ сделать общение более адекватным – это замечать местоимения, которые вы используете. Очень часто люди уходят в использование местоимений типа «мы», «они», «ты». «Тыкание» – это очень обидная штука. Вы находитесь в разговоре, а вам человек вместо обсуждения проекта начинает говорить: «Ты не сделал. Ты облажался. Ты зафачил дедлайн. Ты, ты, ты...» Это «тыкание» сразу вводит вас в состояние защиты. Вы начинаете чувствовать себя агрессивно, либо начинаете бояться, что сейчас вас обвинят во всем. То же самое мы делаем с другими, то есть мы начинаем отвечать теми же местоимениями.

Какое-то время Алексею очень не нравилось местоимение «мы». Человек пытается обобщить какую-то группу людей, показать, что это не он так думает, а «мы» – большая группа, которая считает так, а ты считаешь иначе, и мы тебя исключим, если ты не примешь нашу позицию. Антидот к местоимениям, когда вы замечаете, что их становится слишком много, в коммуникационной теории называется «Я-сообщением». Когда вы говорите: «Я чувствую так. Я думаю так. Я проделал такую работу. Я беру на себя ответственность за эту часть проекта».

Убрав все местоимения, кроме Я-сообщения, мы сразу ограничиваем зону ответственности. Во-первых, берем её на себя, но ровно ту, которая относится к нам, а не к какой-то группе, другому человеку и так далее. Мы же не знаем, как там внутри у других людей. Мы понятия не имеем, что внутри черепной коробки у дяди Миши или кого-то еще. Но зато мы очень хорошо понимаем, что у нас в голове, и за что мы можем отвечать. Поэтому Алексей считает, что адекватнее всего отвечать с помощью Я-сообщения.

Света признает, что бывает очень страшно взять на себя такую ответственность, сказать, что она чем-то недовольна. В общении с дядей Мишей ей было гораздо проще говорить, что он достал всю семью, а не конкретно её. Но она понимает, что было бы намного полезнее говорить прямо.

Ролевые игры
Ниже транскрипты двух демонстраций. Первый раз Света и Алексей общаются без применения навыков аутентичного общения. Второй раз — используя навыки из этого урока.

Алексей: Я давно хотел тебе сказать, что ты меня все время перебиваешь, и меня это сильно парит.

Света: И что теперь? Что в этом такого?

Алексей: Ты перебиваешь меня, даже когда я пытаюсь с тобой поговорить о том, что ты это делаешь.

Света: Да ты говори и всё. Мне кажется, это какая-то патриархальная тема. Женщинам не дают слова сказать.

Алексей: Слушай, а ты со всеми так себя ведешь?

Света: Мы, все девочки, от этого страдаем.

Алексей: Какие девочки? При чём тут это?

Света: Потому что постоянно это происходит. И опять женщина виновата. Сколько можно?

Алексей: Я просто хотел тебе дать обратную связь, а в итоге сексистом стал. Всё, хватит, давай заканчивать этот звонок.

В примере выше Света почувствовала необходимость защищаться, из-за чего разговор быстро стал негативным и перешел в обмен нападениями. В примере ниже Света услышала Алексея и задала ему наводящий вопрос, что позволило ему рассказать больше, а ей – лучше понять суть проблемы и предложить решение, которое будет комфортно обоим.

Алексей: Я давно хотел тебе сказать, что меня сильно парит одна вещь, которая происходит довольно часто. Я что-то рассказываю, а ты начинаешь меня перебивать. Это происходит чуть ли не в каждом нашем подкасте. Понимаешь меня?

Света: Да, понимаю. А что ты при этом чувствуешь?

Алексей: Обиду, наверное.

Света: Если честно, я даже не замечала, что перебиваю тебя. Возможно, я и сама хочу высказаться, и так как ты обычно говоришь много, красиво и долго, наверное, я себя чувствую теневым персонажем. И единственный способ высказаться — это перебить тебя.

Алексей: То есть ты не хочешь специально меня перебивать? Ты хочешь тоже получить внимание?

Света: Да.

Алексей: Хорошо. Тогда мы могли бы более тщательно отмечать, кто когда говорить, чтобы один человек не перетягивал всё внимание на себя. Я готов обращать больше внимания на то, когда я говорю, а когда даю тебе слово.

Света: Здорово. Давай так попробуем. Ты будешь делать для меня паузы, а я постараюсь тебя не перебивать.

Алексей: Супер. Спасибо тебе!
Домашка
В течение ближайшей недели замечайте для разговоров (особенно непростых): что вы делали, что вы слышали, что вы чувствовали. Заполните Miro-доску. Замечаете ли вы паттерны? Обсудите с напарником или другом.

В течение недели замечайте местоимения (ты, мы, вы, они, он, она) и постарайтесь вместо них формулировать «Я-сообщения». Пример: «Ты опять поздал» → «Я чувствую обиду, когда вижу, что ты опаздываешь».
Доп. материалы
НЕДЕЛЯ 1, УРОК 3
Как отстаивать свои границы
Что такое границы, как их обнаруживать, отстаивать и коммуницировать.
Аудиозапись урока
Ситуация
  • Сложно быть жёстким в отношении границ с другими людьми
  • Не получается отлавливать момент, когда сдаёшь свои позиции в общении
  • Не удается не давать себя в обиду
  • Проблемы с тем, что хочется быть и хорошим компаньоном, и добрым самаритянином, но при этом жить в соответствии со своими ценностями и представлениями.
Что нужно знать – коротко
Границы в общении похожи на реальные границы в мире. Есть граница как линия на карте, а есть реальное ее отстаивание. Так случается, когда страна пересекает границу другой страны: за это будут последствия.

1. Для отстаивания границ сперва нужно начертить свои «линии на карте»: иметь собственное представление по ключевым вопросам (личная жизнь, работа, друзья, родители, дети и т.п.), где находится ваши границы.

2. Границы нужно уметь коммуницировать. В нашей метафоре с картой мира, страны договариваются о том, где на картах находятся линии между странами и объявляют об этом друг другу. При общении с другими людьми необходимо научиться сообщать, где находятся ваши границы: без агрессии, но чётко и доходчиво.

3. Границы необходимо отстаивать, как если бы это были ваши государственные границы. Какие будут последствия? Как вы будете коммуницировать, что вас не устраивает пересечение границ? Готовы ли вы к сложным разговорам? Как вы собираетесь отстоять свою территорию? К кому вы обратитесь в самом крайнем случае?

4. Важно понимать, что единственный человек, ответственный за ваши границы, — это вы сами. Многие люди попросту не понимают, что они пересекают ваши границы или автоматически тестируют их, потому что они так устроены.

5. Отстаивание границы создает одновременно и ответственность, и свободу. Это как две стороны одной монеты — такая ответственность стоит результатов, которые она дает.
Что нужно знать – подробно
Как понимать и отстаивать свои границы?

Слушателя подкаста “Но вы держитесь” бесит, что он не может быть последовательно жестким. Если он хочет перестать общение с кем-то, какое-то время он будет избегать этого человека, но потом сдастся и пойдет на контакт. Он не понимает, как быть и что делать. Света согласна с тем, что быть последовательно жестким действительно жестким. Особенно, когда вы взаимодействуете с доминирующим человеком или тем, кто выше вас в как-то иерархии. Например, ваш начальник, отец, бабушка. Соответственно, вы изначально находитесь в более уязвимой позиции, в которой сложно просто попросить отвалить от вас.

История:

Света вспоминает свою работу в рекламном агентстве. Она тогда вышла на новую работу и вдруг выяснила, что её начальник ведет себя совсем не так, как на собеседовании. Прикольный милый парень оказался тираном со своими понятиями о работе. Например, он считал, что надо приходить как можно раньше и уходить как можно позже. Когда Света пыталась уйти из офиса вовремя, сделав все свои задачи, в ответ на это она получала поток претензий по поводу выполненной работы. Это было невыносимо.
Ещё история
Большую часть своей взрослой жизни Алексей прожил в формате “ко-ливинга”, то есть с другими людьми. Так он узнал, что жить с друзьями сложно, и всегда есть риск, что в результате вы можете потерять дружбу из-за бытовых проблем. Обсуждать и отстаивать свои границы – это тоже сложно. Например, как делать это на кухне? Все хотят наслаждаться жизнью и не чувствовать себя виноватым или обязанным.

Теория
Самое важное в границах – это понимание того, что это какая-то линия, то есть ее нужно прочертить, а для этого нужно знать, что находится слева и справа. Это очень похоже на границ государств или в сфере бизнеса. Дальше необходимо уметь проговаривать свои границы, чтобы другие понимали, где заканчивается ваши “да”, а где начинается “нет”.

Многим из нас хочется быть приятными, услужливыми и милыми, иметь возможность встретить в своей жизни других людей с добрыми намерениями и что-то для них сделать. С другой стороны, если человек перешел твою границу, это будет повторяться, потому что мы не прикладываем усилия для того, чтобы постоянно её отстаивать.

И наконец важно помнить, что единственный человек, который несёт ответственность за ваши границы, это вы сами. Другие люди могут не знать о вашей карте с границами. Они просто занимаются своими делами и решают свои проблемы. У них есть свои потребности, которые они пытаются удовлетворить. Ответственность за ваши границы лежит не на ком-то, а на вас! Понимание этого дает не только много обязанностей, но и много свободы.




Ролевые игры
Ниже транскрипты двух демонстраций. Первый раз Света и Алексей общаются без применения навыков аутентичного общения. Второй раз — используя навыки из этого урока.


Света: Лёш, слушай, я тут переезжаю. Завтра, прикинь? Если честно, мне некому помочь, а ты – мой очень классный друг, и я тебя очень люблю. Я тебе как-то уже помогала перевезти твои вещи. Некому мне помочь. Перевези, пожалуйста. У тебя же машина есть. Это недалеко, где-то часик от Сан-Франциско. Я думаю, ты не обломаешься, правильно?

Алексей: Блин, Свет, я вообще уже запланировал хайк с подругой на завтра. Я понимаю, что тебе нужно переехать, но у меня уже есть планы. Прости, пожалуйста.

Света: Давай я с ней поговорю и всё ей объясню? Никого нет и сейчас из-за пандемии никто не хочет мне помогать. Я не знаю, что мне делать. Если вы мне не поможете – никто мне не поможет.

Алексей: Блин, как неудобно. Я просто хотел побыть вместе с подругой завтра. У нас и так отношения не очень, а если я ней пойду с ней на природу и мы не проведем время вместе, она будет опять говорить, что мои друзья важнее неё.

Света: Если отношения не очень, может, не стоит так за них цепляться?

Алексей: Ты же понимаешь, что это важные для меня отношения. Может, кто-то найдется, кто тебе поможет?

Света: Я уже всем написала. И Андрею, и Косте, и Насте. Они все не могут. Ты – моя последняя надежда.

Алексей: Ладно, придется перенести хайк и отвезти вещи завтра.

Света: Спасибо! Ты – мой лучший друг.

Алексей: Во сколько?

Света: Давай в 8:30 утра.

Алексей: Ну, ладно.

Света: Давай, я тебе напишу, когда проснусь. Будет клёво. Потом на хайк сходим.

Алексей: Ладно, давай.

В примере выше видно, что Алексей очертил свою границу, но потом не смог ее отстоять, а Света манипуляциями убедила его сделать то, что нужно ей, пожертвовав своими планами. Более того, в конце Света нарушила границу Алексея еще раз, но он уже ничего даже ей не сказал по этому поводу. В примере ниже Света продолжала очерчивать и отстаивать свои границы, а потом еще и предложила альтернативу, которая устроила и её, и Алексея.

Алексей: Свет, привет! Как дела?

Света: Привет, Лёш. Нормально. Ну, так, сижу чилю.

Алексей: Это хорошо. У меня к тебе небольшой вопросик. Мы буквально вчера записали подкаст, и я бы хотел опубликовать его на своем канале как можно скорее. Круто было бы, если бы ты смогла смонтировать его на выходных. Я знаю, мы там получили 1,5 часа в итоге, но я очень хочу запостить его в понедельник. Это было бы отличное промо для нашего проекта. Как думаешь, сможешь?

Света: Я думаю, это отличная идея насчет промо, но насчет сроков я не уверена. Ты же понимаешь, что 1,5 часа сырого материала мне монтировать часов 5, чтобы все наши огрехи вычистить. На выходных мне этого делать совсем не хочется, потому что я хотела наконец-то отдохнуть. Мне нужно поехать на природу и просто ничего не делать.

Алексей: Свет, пожалуйста! Я же знаю, что ты – супер-мастер. Я же знаешь, что ты можешь взять и сделать классный подкаст на полчаса из полуторачасового материала. Ну, сделай, пожалуйста.

Света: Да, это правда. Я реально мастер, и могу быстро. Но что ты хочешь больше – выпустить в понедельник или чтобы у мастера еще были силы на работу дальше в нашем проекте?

Алексей: В идеале, конечно, и то, и другое. Хорошо бы, чтобы у тебя и силёнки были, и чтобы что-нибудь запостить в понедельник. Аудитория будет благодарна нам обоим, а тебе особенно. Я даже напишу, как ты постаралась на выходных.

Света: Давай сделаем что-то, что поможет и мне отдохнуть, и твою потребность в том, чтобы запостить это в понедельник, решит. Может, мы найдем человека, который смонтирует нам этот выпуск вместо меня, а мы скинемся. И тогда у нас будет и проект, и я отдохну. Как тебе такая история?

Алексей: Мне казалось, что это стоит миллины долларов. Мне кажется, это какая-то дичь. Вот же ты, которая умеет монтировать нормально. Может, не поспишь пару часиков?

Света: То есть я бесплатный монтажер в твоем понимании?

Алексей: Свет, я не хотел тебя обидеть. Мне просто всегда казалось, что это дико дорого.

Света: Давай посмотрим, дорого это или нет, но в любом случае я не готова это делать на этих выходных. Прости, Лёх.

Алексей: Окей. Пришли мне несколько человек, сколько они стоят, и мы посмотрим. Может, действительно расценки не такие большие.

Света: Окей.

Алексей: Спасибо большое, Света. Обнимаю!

Света: Обнимаю, Лёш.



Домашка
1. Выберите три-четыре области жизни (например: романтические отношения, семья, коллеги, родители, дети, друзья)

2. Для каждой области напишите: а) что вы готовы делать, б) что не готовы делать и в) где пролегает граница.

3. Для каждой области сформулируйте, как вы будете коммуницировать и защищать свою границу, если она будет нарушена, не важно, случайно или намеренно.

4. Обсудите на ближайшем звонке с напарником или другом.
Материалы
Словарь терминов первой недели
Очень полезная штука для курса — Словарь терминов для каждого из уроков. Пользуйтесь на здоровье!
ТЕСТ
Как вы усвоили уроки первой недели
Начать
Что чаще всего случается, если люди говорят на разных уровнях коммуникации?
Чаще всего такой разговор не клеится
Верно! На разных уровнях коммуникации разговор идет не так: люди недоговаривают, не понимают друг друга и разговор идет сложно
На разных уровнях общения люди не очень хорошо понимают друг друга, возникает недосказанность и непонимание
Не обязательно возникает бесилово и агрессия; чаще — недосказанность и непонимание
Дальше
Проверить
Показать результат
Какие уровни общения, согласно курсу, бывают в коммуникации
Верно, все шесть уровней могут быть частью аутентичного общения
Что-то маловато для аутентичности
Что-то маловато для аутентичности
Диббериш — не наш метод
Дальше
Проверить
Показать результат
Что нужно для того, чтобы делать общение более адекватным?
Точно!
Если вы будете рассказывать собеседнику все, что вы о нем думаете, это не добавит адекватности непростому разговору
Иллюстрации из прошлого — хороший ход, но он не добавляет адекватности
Это сработает, если вы общаетесь с Ильей Лагутенко
Требования редко когда повышают уровень адекватности
Дальше
Проверить
Показать результат
Границы в общении похожи на границы государств, потому что...
К счастью, мы не в школе, географ не пропьет глобус и не отругает, если пропустим контурные карты
Классное сравнение, но есть лучше
Отличный радикальный вариант, но нет
Верно!
Дальше
Проверить
Показать результат
Чтобы отстаивать границы, нужно...
Границы ключ — важно!
Коммуницировать линию границы — важно!
Ответственность за коммуникацию — важно!
Ответственность за отстаивание границ — тоже важно!
Дальше
Проверить
Показать результат
Кажется, что-то пошло не так
Похоже, вам стоит переслушать материалы первой недели
Пройти еще раз
Неплохо!
Вы усвоили существенную часть материала, но можно улучшить результаты
Пройти еще раз
Топчик!
Вы на пути к тому, чтобы стать отличным аутентичным собеседником. Продолжайте в том же духе!
Пройти еще раз
Предыдущая страница
Содержание курса