Со временем Алексей начал работать над собой и своими отношениями, и таким образом узнал про популярную в психологии концепцию — треугольник драмы, и стал активно через эту призму смотреть на отношения, стараясь не входить в особенно драматические.
Ещё историяУ Светы была другая проблема — патологическая ревность. Она идеализировала отношения и при этом ожидала, что всё внимание должно быть отдано только ей. И поэтому когда она замечала, что её партнёр видел других людей, которые ему ещё и нравились, начиналось выяснение отношений.
Апогеем стала ситуация в ночном клубе, где Света была со своим молодым человеком и его друзьями. Один из них был вечном холостяком, который ко всем клеился и постоянно получал отказы. Его друзья и, соответственно, парень Светы решили ему помочь и составить компанию в процессе знакомства с девушками. Свету это возмутило. Как это он будет ходить по клубу и знакомиться? Света кинула айфон в своего парня и ушла.
Света чувствовала себя уязвленной и обиженной, поэтому она видела потребность в том, чтобы защитить себя, и делала это через агрессию. В результате, изначальный агрессор становился её жертвой. Тогда ей казалось, что она поступает правильно и просто выражает своё мнение, а теперь она понимает, что это было глупо.
Когда Света начала обдумывать свои отношения, она поняла, что если каждая непонятная ситуация заканчивается брошенным телефоном, это не те отношения, которые она хотела бы иметь в своей жизни.
Немного теорииСтивен Карпман — психолог, который впервые подробно описал треугольник драмы или треугольник Карпмана.
Треугольник драмы — распространённая модель взаимодействия между людьми, похожая на примеры выше, когда вместо адекватной и аутентичной коммуникации мы начинаем играть в игру. Это начинается ещё в детстве с родителями, а потом продолжается с партнёрами и в других отношениях.
В треугольнике драмы есть 3 роли:
- Жертва, вокруг которой всё крутится;
- Агрессор или преследователь, который доминирует в ситуации и делает кому-то плохо (обычно — жертве);
- Спасатель, цель которого помочь жертве и защитить её от агрессора.
Драма между двумя людьми невозможна без свидетелей. Для людей драмы необходим какой-то третий участник, например, наблюдатель, который может в какой-то момент запрыгнуть на сцену и выступить в роли спасателя. Этот человек становится тем, кто замечает, что агрессор нападает на жертву, и решает, что нужно срочно её спасать. А жертва в этот момент думает, что наконец-то кто-то её спасет, и тем самым в полной мере реализует свою роль, в которой заложена некоторая степень беспомощности.
Если возвращаться к личным примерам, можно сказать, что в ситуации Алексея жертвой была девушка, так как она постоянно рассказывала о том, как неправильно по отношению к ней поступал Алексей, что делало его агрессором, от которого она убегала в поисках спасателя.
Кто может быть спасателем? Родители, друзья и так далее. Жертве необходимо, чтобы появился эмоциональный заряд, в рамках которого она чувствует временную беспомощность. Почему временную? Потому что очень часто в момент, когда жертва понимает свою власть, получив сострадание и поддержку от третьей стороны, она переходит в роль агрессора.
Треугольник драмы — это динамическая модель, и люди постоянно меняются ролями. Жертва может стать преследователем, а изначальный преследователь – жертвой. Спасатель также может перейти в роль жертвы или преследователя.
ИсторияКогда девушка Алексея начинала обвинять его в том, что он что-то сделал не так, она становилась агрессором, а он — жертвой. Например, она жаловалась на то, что он не принес цветы, не позвонил вовремя, не организовал ужин в правильном ресторане. И тогда уже Алексей нуждался в спасателе. Им могут быть те же люди, к которым обращалась предыдущая жертва — общие друзья, с которыми вы делитесь своими переживаниями.
Можно сказать, что треугольник драмы — это замкнутый круг.
Во время семейной терапии пары часто обнаруживают, что есть третья сторона — любовник или потенциальный любовник — который появляется для того, чтобы привнести в их отношения динамику. Алексей был в подобной ситуации и убедился в том, что все участники постоянно меняются ролями.
Тезис про аутентичное общение: Драма не привносит в коммуникацию ничего позитивного и конструктивного.
Как мы уже выяснили раньше, в случае Светы изначальной жертвой была она. Её обижало то, как с ней поступал её молодой человек, но потом, чтобы вернуть себе чувство самозначимости, ей было необходимо выразить, что она всё равно была главной. В итоге она выражала свое негодование и становилась агрессором. Наблюдающие за этим и поддерживающие Свету друзья были спасателями. А потом ситуация повторялась опять и опять.
Драма может создавать ощущение, что в отношениях есть динамика, но долгосрочно она их разрушает. Часто люди не идут в терапию из-за опасения, что они во всем разберутся, а потом всё развалится. Их беспокоит, что всё станет ровно, а без высоких и низких нот будет скучно.
Единственный способ избавиться от драмы в своей жизни — выйти из треугольника и перестать играть какую-либо из его ролей.
Например, когда начинает выступать в роли жертвы и предлагает вам роль агрессора, вы можете прямо сказать, что не хотите этого, и пригласить собеседника к конструктивному диалогу, в котором два взрослых человека обсуждают свои потребности. То есть, первым делом нужно обозначить, что вы не хотите играть, а потом предложить перейти с уровня эмоций на уровень потребностей, ценностей и целей, которые есть у вас с партнёром или вашими родителями.
Есть вероятность, что ваш партнёр не захочет таких перемен. Важно быть готовыми к тому, что выход из треугольника драмы может привести к кризису в отношениях, когда один из участников хочет продолжать принимать в нём участие. Если это происходит – необходимо поговорить открыто и попытаться разобраться с тем, что будет дальше.
В таком случае возможны три сценария развития событий:
- оба человека соглашаются с тем, что им комфортно и дальше играть в треугольник драмы;
- оба человека соглашаются, что им интереснее выйти из треугольника и поговорить как партнеры о потребностях и задачах;
- один человек хочет выйти из треугольника, а второй – нет.
Третий случай – наиболее сложный, потому что один из участников либо не понимает, либо не хочет понять, что не так с треугольником драмы.
Первый и самый действенный способ что-то сделать в таких ситуациях – это образование. Хорошо бы обсудить с партнёром эту модель взаимодействия, объяснить её суть, поделиться ссылками на разные источники информации или дать человеку возможность самому разобраться с этой темой.
Важно осознать, что существует некая драматическая игра с определенными правилами. Более того, миллионы людей играют в неё сотнями лет. Но минус в том, что если продолжать её, отношения будут постепенно разваливаться.
Мы все знаем пары, которые постоянно ссорятся, но живут вместе десятилетиями, потому что у них есть причины, по которым они не хотят расставаться. Например, созависимость или сильная привычка.
Если один из партнёров хочет продолжать участие в треугольнике драмы, такие отношения часто заканчиваются, но это не обязательно, потому что этот человек может просто не знать про эту механику игры. Необходимо это исправить. Желательно, чтобы это сделал кто-то со стороны – допустим, психолог.
Кстати, во время терапии люди часто играют в стандартную роль и выступают в роли жертвы или агрессора, ожидая, что психолог будет спасателем. Но хороший профессионал показывает, что он не будет принимать в этом участие, и делиться своим восприятием ситуации со стороны. Подобный эффект может появиться благодаря статья, книгам или подкастам.
Второй способ – это делать что-то, то есть, поговорить на другом уровне. Аутентичную коммуникацию в конфликте и уровни общения мы обсуждали во всех предыдущих уроках.
И третий способ – это посмотреть, к чему всё это идет. Если вы чувствуете, что есть согласие – класс. Если вы видите, что вы что-то попробовали изменить, но хотите продолжать драму – тоже класс. Если раз за разом один человек хочет выйти, а другой нет, вероятнее всего, такие отношения долго не продлятся.
Бывают отношения, в которых люди постоянно сходятся и расходятся, но в такой конфигурации вряд ли возможен совместный рост. Обычно людям либо комфортно в их драме, либо они учатся быть взрослыми. Бывают ещё те, которые годами терпят и фрустрируют, но не ощущают в себе готовности действовать.
Общаться без драмы не только приятно, но и полезно для любых отношений: с партнёрами, родителями или друзьями.
Драма с родителями часто построена на детских играх. Родитель имеет больше власти, поэтому он выступает в роли агрессора, а ты – меньше, поэтому ты – жертва. В семье часто есть как раз три участника, которые и формируют треугольник драмы. Например, мама – агрессор, которая критикует дочку, а папа – спасатель, которому можно пожаловаться. И они постоянно меняются. Или папа – агрессор, мама – жертва, а ребенок всеми силами пытается их как-то примирить.
При взаимодействии с собеседником прямо формулируйте, что именно вам нужно от другого человека. Например, чтобы вас выслушали или дали совет. Если вы заметите, что ваш собеседник играет одну из ролей, поговорите начистоту и поделитесь своими наблюдениями, узнайте о потребностях другого и о том, как вы можете быть полезны.