УРОК
Как общаться при знакомстве
Как завязать разговор, быть увереннее во время знакомства и без стеснения просить о простых вещах — не боясь быть отвергнутым
Аудиозапись урока
Чтобы слушать лекции через rss-ленту в своём приложении для подкастов: cкопировать ссылку https://bit.ly/452GKb4, открыть приложение «Подкасты», раздел «Библиотека», затем «Изменить» и «Добавить подкаст по URL», вставить ссылку и подписаться. На английском: Podcasts – Library – Edit – Add a Show by URL – Subscribe.
Ситуация
  • Технологии зачастую негативно влияют на наши коммуникационные навыки, особенно на навыки знакомств в оффлайне
  • Хочется познакомиться, позвать девушку/парня на свидание, но непонятно, как это лучше сделать
  • Встречаете человека из компании, в которую мечтаете попасть, и не знаете, как завязать контакт и получить рекомендацию
  • При знакомстве с новыми людьми или в публичных выступлениях возникает существенная неуверенность
Что нужно знать — коротко
1. Чётко сформулированный запрос способствует повышению эффективности коммуникации. Это упрощает жизнь обеим сторонам.

2. Хорошо иметь в разговоре наличие призыва к действию (call to action) — что-то в конце вашей реплики, на что собеседник может просто ответить (да, нет, что-то другое). Пример такого призыва к действию: «Как ты относишься к тому, чтобы пойти попить кофе и побольше узнать друг друга?»

3. Большинство людей не обладает выдающимися ораторскими навыками. Обычно они просто говорят о том, что знают и делают это так, как могут. И этого оказывается достаточно. Так происходит и в рабочем, и в личном контексте.

4. Уверенность – это не присутствие чего-то, это отсутствие заинтересованности в том, что о вас думают другие.

5. Чтобы общаться без напряга и боли, стоит научиться легче переносить отказы — как маленькие, так и большие. Терапия отказов (Rejection Therapy) — игровой инструмент, который может в этом помочь.

6. Если задавать вопросы вроде «почему?» после отказа, можно узнать что-то полезное и интересное. В том числе и то, что отказ никак не связан с вами.
Содержание урока — подробно
Мы перешли от знакомств в кафе, на улице или в театре к тому, что теперь у нас есть сервис, который определяет, кого мы видим, почему мы свайпаем и как мы с ними общаемся. Эти технологии негативно влияют на наши коммуникационные навыки и лишают нас способности знакомиться спонтанно.

История
Не так давно Света получила настолько классное первое сообщение от малознакомого парня, что вышла бы за него замуж, если бы уже там не была. Что такого в нём было? Чёткий запрос, прямо озвученная потребность и понятный call to action. По тексту Света сразу поняла, что это романтическое предложение, и смогла тут же дать знать, что она замужем, но открыта к дружеской коммуникации. Так взаимодействие получилось быстрым, комфортным и эффективным для обеих сторон.


Ещё история
Раньше Алексей часто испытывал неуверенность в себе во время знакомств с девушками, собеседований и публичных выступлений. Работая в Афише, он поехал в другой город, чтобы выступить на конференции, и очень сильно переживал до того, как послушал остальных участников. Понаблюдав за ними, он понял, что 90% из них не обладали выдающимися ораторскими навыками и просто говорили о том, в чём они разбирались. Этого оказывалось достаточно. Позже Алексей заметил, что это работает и в других контекстах. Например, при знакомстве с девушкой или парнем.
Алексей считает, что в коммуникации бывает две крайности – когда происходит совершенно ненужная вам дичь или когда малознакомый человек заводит слишком личный и серьезный разговор.

Для Алексея лайтовое общение – это качественный смолток с чёткими намерениями и достаточно просторный для того, чтобы собеседник смог проявить себя и поучаствовать.

А Света ценит отсутствие манипуляций и вспоминает пикап, когда парни пытались познакомиться с как можно большим количеством девушек за определённое количество времени. И обычно это происходило с помощью дурацких историй про падение ангелов с Луны.

Теория
Распространённая сложность при первом разговоре – это смущение. Его можно легко увидеть, понаблюдав за маленьким ребёнком при взаимодействии с незнакомыми взрослыми людьми. Мы вырастаем, но какая-то часть нас может по-прежнему смущаться точно так же. Это сильно связано с уверенностью в себе и в том, что мы говорим и делаем.

Пока Алексей использовал разные подходы для того, чтобы разобраться с нехваткой уверенности, он услышал определение, которое сильно ему понравилось. Уверенность – это не наличие чего-то, это отсутствие заинтересованности в том, что о вас думают другие. В результате, Алексей перестал искать больше уверенности и больше чего-то ещё, чего, как он думал, ему не хватало, и по-новому увидел многие вещи. В том числе, и разговоры, которые стали проще.

Во всём этом замешана эволюция. Наш мозг боится физической боли и всеми способами старается её избегать. А когда кто-то вас отвергает, это так же болезненно, как и физическая боль. В University of California провели эксперимент, во время которого как раз проверяли то, как люди реагировали на отказ, и сравнивали разные показатели, вроде томографии. Результаты были очень похожи на последствия физической боли.

Ключевая задача для лайтового общения – научиться нормально воспринимать отказ. Кстати, потенциальный отказ тоже является болезненным. Например, когда вы хотите написать девушке, но не делаете этого из-за страха, что она откажет. И получается, что так вы сами повышаете вероятность отказа до 100%. А готовность рискнуть снижает эту цифру и даёт вам шанс получить желаемое.

Как не бояться отказов? Есть разные варианты, среди которых и терапия отказов (Rejection Therapy) – игровой инструмент, который может в этом помочь.

Есть чувак, который боялся стартовать свой бизнес. Он хотел, но не мог. И в какой-то момент он понял, что боится того, что ему откажут – инвесторы, партнёры, потенциальные клиенты. Его жена поддержала его и предложила им пожить на её зарплату, чтобы он смог сосредоточиться на решении этой проблемы. Он поставил свой бизнес на паузу и устроил себе челлендж "100 дней отказов".

Каждый день он ходил в разные места, подходил к незнакомцам, представлялся и просил их о чём-то. Обычно он выбирал странные и прикольные просьбы. Например, он пришёл в Starbucks и предложил менеджеру на день стать тем, кто будет приветствовать посетителей. В другой раз он пришёл в чей-то дом и предложил посадить у них во дворе свой цветок.

Смысл был в том, чтобы не только принимать отказы, но и продолжать общение с человеком, задавать вопросы, узнавать причину отказа и потенциальные альтернативы. Менеджер Starbucks рассказал ему о том, что они не видели для себя потребности в человеке, который будет приветствовать посетителей, и разрешил ему попробовать. А хозяин дома рассказал о том, что не согласился, потому что и сам пробовал посадить точно такие же цветы и выяснил, что они не прижились на его участке. Взамен он упомянул свою соседку и посоветовал сходить к ней.

Если преодолеть первоначальную боль после отказа и продолжать общение, задавать вопросы, вроде «почему?», можно узнать что-то полезное и интересное. В том числе и то, что отказ никак не связан с вами, и что человек готов предложить вам другие опции.



Ролевые игры
Ниже транскрипты двух демонстраций. Первый раз Света и Алексей общаются без применения навыков аутентичного общения. Второй раз — используя навыки из этого урока.
Прекрасный день на кампусе Google. Света взяла черничный латте и поехала на скутере посидеть на своей любимой лавочке и поработать.

Алексей: Привет! Я – Лёша. Я увидел у тебя на рюкзаке логотип “Стрелки", понял, что ты русская. Это так?

Света: Да, я из России.

Алексей: Извини, что я так к тебе подошёл. Я – дизайнер из Воронежа. Приехал как турист и хожу тут по разным технологическим кампусам. Я очень хочу устроиться на работу в Google. Ты не могла бы меня представить кому-нибудь?

Света: У нас есть специальный электронный адрес для такого. Присылай туда резюме и его рассмотрят.

Алексей: Ну, ладно. Прости, если помешал. Я пошёл.

Света: Давай, пока!

В примере выше Алексей принял отказ и тут же закончил разговор, упустив возможность узнать причину отказа и наличие альтернативных сценариев, а в примере ниже он продолжил общение, задавал вопросы и получил желаемое продолжение.

Алексей: Привет! Меня зовут Лёша. Я проходил мимо и увидел, что у тебя сумка с надписью “Стрелка" и подумал, что ты из России. Я угадал?

Света: Да, ты догадливый.

Алексей: Можно поинтересоваться, как тебя зовут?

Света: Света.

Алексей: Привет, Света! Круто видеть кого-то русскоговорящего на кампусе Google. У вас тут офигенно красиво.

Света: Да, есть такое. Правда, в Лондоне и Нью-Йорке кампусы у нас покруче, а здесь постарее.

Алексей: Ты давно уже в Google?

Света: Года два.

Алексей: Я тут сейчас как гость, просто хожу и пытаюсь не офигеть от удовольствия, смотря на умных людей, которые делают крутые проекты. Не буду тебя долго отвлекать. Я занимаюсь UX-дизайном и приехал посмотреть на компании в Кремниевой долине, потому что я бы хотел выйти на новый уровень в работе. Мне интересно, как можно сюда попасть, когда ты Лёша из Воронежа. Ты не могла бы меня представить кому-нибудь?

Света: Слушай, я – Света из Подольска, но у меня получилось. На самом деле, в большой степени благодаря знакомства. Ты вроде бы клёвый, но я тебя пока совсем не знаю. Я бы тебе советовала написать на наш стандартный для таких дел адрес, а там HR уже посмотрят и напишут тебе, если ты подойдешь.

Алексей: Я заметил, что это стандартный ответ в долине, а звучит так, словно что-то не так. Без обид, но почему так? Что я могу сделать, чтобы меня всё-таки кому-нибудь представили?

Света: Так говорят, потому что у всех есть бонусы за успешные рефералы, и хочется быть человеком, который представляет проверенного сотрудника, который с наибольшей вероятностью получит эту работу, а ты – бонус и респект от HR-менеджера. Если будешь советовать всех подряд, появится вопрос к тому, нормальный ли ты сам. Лично я и, наверное, многие мои коллеги не советуют людей, которых видят впервые на улице, даже если они и кажутся прикольными и интересными. Тяжело понять за 5 минут.

Алексей: То есть вопрос в том, есть ли люди, которые могут за тебя ручаться. Слушай, у меня такое ощущение, что у тебя подкаст есть. Я просто знаком со многими подкастерами в Москве. Можем посмотреть, есть ли у нас общие контакты. Ты не против, если я добавлю тебя в Фейсбуке?

Света: Давай, добавляй.

Алексей: Я найду прямо сейчас, чтобы реквест отправить, хорошо? О, прикинь, у нас с тобой 123 общих знакомых.

Света: Ого, вот это да!

Алексей: Здорово. На самом деле, у нас много общих друзей. Вдруг кто-то из них может ручаться за меня?

Света: Да, я бы с ними поболтала об этом. И с тобой мы можем ещё пообщаться. Если я узнаю тебя получше и пойму, что ты классный вариант для реферала, то почему нет? Это для меня тоже выгодно.

Алексей: Супер! Давай я расскажу тебе про несколько проектов, которые я делал с нашими общими друзьями, и мы можем использовать их слово, что я нормальный парень и нормальный дизайнер. Может, это поможет тебе принять решение.

Света: Давай я закончу через часик, а потом можем пойти в кафе, пожрём и обсудим.

Алексей: Договорились, давай!
Домашка
В течение ближайшей недели: a) познакомьтесь с новым человеком или б) обратитесь за рекомендацией или в) подайтесь на новую работу, используя концепции и навыки из этого урока.

Если получите отказ – задайте несколько вопросов, чтобы продолжить коммуникацию и узнать больше. Понаблюдайте за своими ощущениями и мыслями в процессе и после. Обсудите этот опыт со своим напарником.

Закрепить материал урока с чат-ботом Коленькой
Доп. материалы
УРОК
Активное слушание
Как раскрыть потенциал слушания для улучшения взаимопонимания
Аудиозапись урока
Ситуация
  • Случается недопонимание, потому что пропущены важные моменты разговора
  • Возникает ощущение, что собеседник не совсем понимает о чём идёт речь
  • Сложно найти общие интересы, потому что возникает конфликт точек зрения
Что нужно знать — коротко
1. Активное слушание — это создание глубокого присутствия в разговоре, чтобы дать другому человеку контейнер для раскрытия своих мыслей и чувств.

2. Ключевые моменты и техники активного слушания:
  • Повторение ключевых моментов,
  • Подтверждение услышанного,
  • Открытые вопросы для уточнения и понимания ситуации,
  • Резюмирование,
  • «Кивание всем телом»,
  • Создание пауз.

3. Активное слушание снижает конфликтность и повышает доверительность в отношениях.

4. Мы часто много думаем о том, что собираемся сказать, а слушание вылетает из фокуса, но иногда важнее и эффективнее слушать, а не говорить.
Содержание урока — подробно
Активное слушание – недооцененный навык коммуникации. Люди часто сосредоточены на том, что говорят, но редко обращают внимание на то, как слушают другого человека. Активное слушание позволяет создать глубокое присутствие в разговоре, что может привести к новым выводам и снижению конфликтности.

Довольно часто мы фокусируемся на том, что и как мы говорим, но довольно редко задумываемся о том, как мы слушаем собеседника и получаем обратную связь от него. А в этом лежит большой потенциал для улучшения коммуникации в целом.

Человеку довольно сложно говорить больше нескольких часов в день, необходимо время на впитывание и обработку информации. Мы естественным образом приходим к тому, что большую часть времени в разговоре мы слушаем. Техника, когда мы активно эмпатируем в разговоре, проявляя и показывая включенность всем телом, называется активное слушание. От просто слушания она отличается навыком присутствия в разговоре.

Люди очень часто благодарят за активное слушание. Так как в таком формате разговора они могут сами через собеседника дойти до совершенно новой перспективы на свою ситуацию, просто за счет того, что у них создалось пространство для глубокого разговора.

Также возникает эффект снижения конфликтности. Когда мы внимательно слушаем собеседника, у нас возникает новое понимание (инсайт), мы меньше хотим с кем-то конфликтовать, потому что мы лучше понимаем другого человека. Доверительность в таких отношениях тоже повышается.
Поговорим о ключевых принципах активного слушания

Повторение основных моментов. Во-первых, самое эффективное средство - это активное слушание собеседника, которое основано на повторении. Каждый из нас использует слова, которые понятны и очень эмоционально и телесно отзываются. Например, у Алексея есть товарищ, который постоянно использует слово «артефакт», потому что у него есть такая тема, что если после встречи или общения остался какой-то артефакт или какой-то документ, то это означает, что все было сделано правильно. Ты можешь говорить ему про «артефакты» в процессе разговора, и он будет понимать, что это слово, которое он употребляет.

Например, звонит нам клиент, который не получил заказ в срок и бесится. Мы его слушаем и можем переспросить: "Вы говорите о том, что не получили свой заказ в срок?" Таким образом, клиент понимает, что мы его слушаем и готовы что-то сделать.

Просто берем некоторые вещи, которые человек повторяет, и добавляем их в концепцию речи. Это может сделать разговор более эффективным и понятным для всех участников. Суть здесь не в том, чтобы быть попугаем, а в том чтобы действительно обратить внимание на то, как человек говорит и в чем, возможно, заключается его проблема или ключевая мысль.

Подтверждение. Разница между повторением и подтверждением заключается в том, что при повторении мы просто повторяем разговор и, возможно, добавляем вопрос, например: «Я правильно вас понял, что...?» А при подтверждении ты должен сам показать, что ты услышал. Например, «Я понимаю, что для тебя это очень важно» или «Я вижу, что ты находишься в затруднительной ситуации». Можно даже не переходить к действиям, а просто подтвердить: «Да, я тебя услышал». Это прекрасный способ показать, что ты активно слушаешь и готов принимать человека, готов его понимать.

Уточняющие вопросы. Есть целое искусство в том, как задавать уточняющие вопросы. Психологов учат, как делать так, чтобы уточняющие вопросы вели клиента чуть глубже в разговор.

Например, можно сказать «Когда ты говоришь это, я воспринимаю это как то-то и то-то. Это верно?» Другими словами, мы можем проявлять отражение, выражать свои чувства или эмоции, или что-то, что мы подумали, а затем уточнять, верно ли это.

Когда человек говорит неопределенно, можно задать уточняющие вопросы, чтобы сузить абстрактные и обширные темы до чего-то конкретного: «Я правильно понимаю, что ключевая вещь, о которой хотелось бы разобраться, это то-то?» Это звучит как вопрос, но на самом деле это сужает и фокусирует разговор.

И золотая фраза, которая работает на ура, это: «Могу я перефразировать то, что я понял, чтобы убедиться в точности моего понимания?». Это показывает уважение, внимание и то, что вы не просто имеете интерпретацию и движетесь дальше с ней.

Резюмирование
Когда в процессе разговора вы пересказываете то, что было сказано, чтобы убедиться, что вы правильно понимаете человека, и спрашиваете, точно ли ваше восприятие отражает то, что он вам говорит. Например, вы уже долго обсуждаете одну проблему. Вы приходите к выводу, что человек не может сам ее никак решить. Вы можете спросить: «Я слышу, что ты не знаешь, как решить эту проблему. Ты уже пробовал найти какие-то решения, или я могу тебе в этом помочь?» И так далее. То есть, это микс подтверждения того, что было сказано и уточняющего вопроса, который может помочь дальше раскрутить эту тему.

Кивание всем телом

В разговоре мы можем говорить словами, а также подключать наше тело. Сейчас очень часто мы работаем на удаленке, и команда распределена по всему миру. Единственный момент взаимодействия с другим человеком зачастую происходит в зуме. Очень сложно определять все химические процессы, эмоции через маленькое виртуальное окно. Когда мы с человеком в одном и том же пространстве и киваем всем телом, мы показываем собеседнику, что полностью слышим и понимаем его. Выглядит это как кивок всем торсом: когда вы наклоняется немного вперед всем телом и откатывается на обратно, будто бы кивая. И действительно, что не просто слушаете собеседника, но как будто приближаетесь к нему.

Когда человек вперед нагибает тело, это означает, что он более внимательно слушает и хочет услышать собеседника. Два эффекта: с одной стороны, человек видит, что вы слушаете, соглашаетесь, а во-вторых, видит, что вы стараетесь быть ближе к нему чтобы лучше расслышать и понять. Так что, это супер-эффективная штука. Мало кто знает, что кивать можно не только головой, но и всем телом.

Паузы

Мало кто любит создание какого-то пространства в разговоре, которое ничем не заполнено. Однако это тоже один из приемов как раз активного слушания. Когда мы даем возможность тишине проявиться в разговоре, и человек может ненадолго остановиться и дать своим мыслям раскрыться дальше, возникает новое осознание. Это может ощущаться как какая-то неловкость. Но, как правило, этот метод, побуждает обоих собеседников немножко порефлексировать над тем, что уже сказано. В этот момент паузы возникает какая-то дальнейшая мысль и пространство для ее выражения.


Ролевые игры
Ситуация 1

Алексей: На выходных был на тусовке. Там было много успешных людей, предпринимателей. Все с какими-то большими достижениями, амбициями, гигантскими зарплатами. Я странно себя там чувствовал, как будто я какая-то белая овца в черном стаде или, наоборот, черная в белом. Короче, блин, они все такие успешные. Я будто неудачник, который прикидывается кем-то. Я оттуда ушел. И вроде приятно общаться с умными людьми, амбициозными, вдохновляться их примером. Но я ушел оттуда, и какой-то без сил, энергии... Короче, что-то среднее между безразличием и подавленностью. Короче, хер знает. В общем, меня это все очень как-то разозлило. Понимаешь?

Света: Да, я прямо слышу какое-то неудовольствие расстройство. Ты хотел пойти на вечеринку и оторваться. В итоге, словил какое-то совсем неприятное ощущение, связанное с тем, что начал себя сравнивать с другими, и тебе они показались какими-то более успешными. Это так?

Алексей: Да, точно. Там сравнения с другими было очень много. И короче, да еще энергия как бы тоже. Я думал сейчас научусь у них классных, заряжусь, а оно, наоборот. Меня как будто разрядило.

Света: Из того, что ты говоришь, я слышу, что для тебя важно подзаряжаться от общения с другими. Как бы тебе было в этой ситуации более комфортно?

Алексей: Ну, блин, даже не знаю. То есть, с одной стороны, понятно, что мне над собой надо поработать. Тут, в общем-то, эти люди ни при чем. С другой стороны, наверное, мне стоит как-то проявляться ярче, может быть, как-то использовать этот шанс, чтобы завести полезные знакомства, чтобы самому тоже как-то с этой самой жаждой успешности что-то поделать. Короче, есть вариант, что можно делать. Я думаю, что не стоит просто тупить и приходить расстроенным домой.

Света: Когда ты начал говорить про это вдохновение и как ты можешь использовать эти связи для того, чтобы самому с ними коллаборировать. У тебя, знаешь, как будто плечи расправились и глазки заблестели. У тебя было такое ощущение самого?

Алексей: Да, оно прям чувствуется, что как бы хочется воодушевляться, правда. Это, наверное, то, за чем я на самом деле пришел. Так прикольно, да. Моя потребность -воодушевляться от других людей. Согласен.

Света: Ты хотел бы, чтобы я как-то тебе в этой ситуации помогла сейчас еще?

Алексей: Да нет, знаешь, просто ты меня послушала, чего-то как-то, и уже отпустило. Я понял, что в другой раз буду делать. Так что спасибо за предложение, но помощи не нужно. Как бы чего-то понял для себя. Спасибо.

Света: Хорошо. Супер, Леш.

Ситуация 2

Алексей: Ты какую тему хочу привести, Свет?

Света: Чего-то тяжело как-то. Знаешь, я второй раз стала матерью, и теперь у меня ворк-лайф бэлэнс как-то совсем пошёл, не знаю, по нисходящей спирали.

Алексей: По кочкам понесся.

Света: Ага, по кочкам. Да, я типа знаешь, встаю с утра после ночи, где два раза ребенка покормила, четыре раза сменила подгузник. И с утра я встаю, хочу там не знаю, позаниматься йогой, как я обычно это делаю. Но вместо этого ко мне несется второй ребенок с книжкой и говорит: мама, мама, читай! доброе утро! Ну и вроде как бы это все счастье, конечно, женское, да, счастливая жена и мать. Но такое ощущение, что этот поток, он вообще не прекращается. И как только там ребенок уходит в детский сад, это время для фокуса для меня, я начинаю работать, а потом как бы это время заканчивается. Опять нужно быть матерью. То есть, у меня такая смена ролей получается, где я все время как будто чего-то кому-то должна. И это меня как-то напрягает.

Алексей: Да…Когда я тебя слушаю сейчас, я слышу, что несколько вещей происходит. Первое, что ты устаешь. Во-вторых, у тебя не очень хороший распорядок, из-за чего немножко страдаешь в течение дня, там ночью просыпаешься, вот это все. И слышу, что много ролей, много шляп, которые надо носить. И типа это тоже, может быть, тебе, похоже, что это тебе сложно. А я правильно понял, что при том, что ты все это делаешь, тебе часто в кайф вот это все.

Света: Ну, вообще, да. То есть, это все меня напрягает. Классно разложил эту историю про роли и шляпы. Ну да, у меня есть какой-то элемент, конечно, радости. Иначе бы, наверное, я не вписалась во второе родительство. То есть, какой-то кайф я в этом чувствую тоже.

Алексей: Здорово. Ну, то есть, ты говоришь там, что есть кайф в родительстве, что это сознательный шаг, и что тебе в целом, как бы как будто бы большей частью все нравится. Просто конкретно сейчас, когда у тебя маленький второй ребенок, ты устаешь больше, чем когда был один ребенок.

Света: Да, конкретно сейчас, да. Но вот ты заметил хорошо, что это какой-то такой период в моей жизни, который надо пережить, и дальше будет легче, потому что со вторым ребенком уже легче, когда он не совсем такой. Маленькая креветка.

Алексей: Да, со вторым ребенком легче, когда он не креветка. Слушай, ну здорово. Мне кажется, что несмотря на то, что есть сложности, как будто плюсов гораздо больше, и, в общем, как-то звучит более оптимистично. Ты улыбаешься сейчас, я вижу. То есть, это как будто тебе нравится, а не то, что ты страдаешь только. Скажи, я могу что-нибудь сделать, как-то помочь в этой ситуации?

Света: Да нет, просто давай с тобой записывать подкасты и уроки. Мне это дает какую-то дополнительную энергию. Спасибо тебе за это.

Алексей: Круто! Очень рад.
Домашка
Возьмите пару ситуаций и проанализируйте, как ведёт себя в них ваш собеседник: что он говорит и думает, что делает и чувствует, и посмотрите на свое поведение в разговоре через призму тех техник, о которых мы говорили: задавание уточняющих вопросов, повторение, подтверждение, резюмирование, кивание телом и создание пауз.

Такое упражнение можно провести после разговора, чтобы проанализировать своё слушание или перед разговором, чтобы подготовиться.
Доп. материалы
  • "Just Listen: Discover the Secret to Getting Through to Absolutely Anyone" by Mark Goulston («Просто слушайте: откройте секрет достижения контакта с любым человеком» - Марк Гулстон)
  • "The Lost Art of Listening: How Learning to Listen Can Improve Relationships" by Michael P. Nichols («Утерянное искусство слушания: как научиться слушать, чтобы улучшить отношения» - Майкл П. Николс)
  • "The Zen of Listening: Mindful Communication in the Age of Distraction" by Rebecca Z. Shafir («Зен-слушание: осознанное общение в эпоху отвлечений» - Ребекка З. Шафир)
УРОК
Межкультурные различия
Как развивать навыки общения в межкультурной среде и лучше понимать своих коллег
Аудиозапись урока
Ситуация
  • Наша загадочная душа не понята в межкультурном коллективе.
  • Хочется избежать недопонимания, чтобы общаться и работать эффективнее в интернациональной среде.
  • Хочется создать окружение и интегрироваться в новое общество после релокации.
Что нужно знать — коротко
  • Эрин Мейер, автор книги The Culture Map, провела анализ проблем в коммуникации между людьми из разных стран и выявила восемь направлений, в которых мы чаще всего отличаемся.
  • Ознакомившись с этими пунктами, можно выявить зону различий в культуре и восприятии, чтобы понимать что происходит и как эффективнее наладить коммуникацию.
  • Если коллектив интернационален, рекомендуется соблюдать низкий контекст, где все предельно просто и четко, и все участники понимают процесс.
  • При наличии разницы восприятия важно эмпатировать и приглашать другую сторону к обсуждению этих различий. Это поможет убрать несоответствие ожиданий и достигнуть взаимопонимания.
  • Важно понимать, как культуры отличаются в интеграции и ассимиляции, и как это влияет на адаптацию в новой среде.
Содержание урока — подробно
После опроса участников и выпускников курса мы выяснили, что у многих возникают трудности в общении с людьми других культур.

Света сейчас живет в Америке и сталкивается с такой ментальностью, которая поражает. Американцы с одной стороны очень прямолинейные и простые, говорят как есть, но с другой стороны, именно в процессе выдачи негативного фидбека от них никогда не добьешься правды. Они тебе скажут awesome, но при этом ты не знаешь, этот awesome — просто хорошая работа? Это отличная работа? Или этот же awesome может обозначать, что ты вообще все сделал не так.
После опроса участников и выпускников курса мы выяснили, что у многих возникают трудности в общении с людьми других культур.

Света сейчас живет в Америке и сталкивается с такой ментальностью, которая поражает. Американцы с одной стороны очень прямолинейные и простые, говорят как есть, но с другой стороны, именно в процессе выдачи негативного фидбека от них никогда не добьешься правды. Они тебе скажут awesome, но при этом ты не знаешь, этот awesome — просто хорошая работа? Это отличная работа? Или этот же awesome может обозначать, что ты вообще все сделал не так.

Это довольно тяжело воспринимать и до сих пор Света не всегда уверена где она делает что-то хорошо и поэтому ее оценивают соответственно, или она делает что-то плохо, но ее все равно оценивают хорошо. И как выяснилось, это конкретное различие также тяжело воспринимается многим студентам.

Леша соглашается и рассказывает, что когда его работа действительно нравилась американцам — его поддерживали и подталкивали к определенным действиям. Например, выступить с лекцией публично, чтобы как можно больше людей это услышало. То есть когда есть предложение продолжить и что-то развить — это уже явный американский сигнал, что ты хорошо постарался.

В Калифорнии Леша познакомился с исследователем межкультурных различий Эрин Мейер, автором книги The Culture Map. Чтобы упростить хитрую тему культурных различий, Эрин использовала небольшой кластерный анализ проблем в коммуникации между людьми из разных стран и выявила восемь направлений, в которых мы чаще всего отличаемся.

1. Коммуникация. Насколько много контекста нам нужно, чтобы понять цели, задачи и намерения друг друга. Оказывается, есть культуры, которым нужно хорошенько разобраться в контексте, прежде чем они начнут понимать друг друга. А есть те, которым нужен минимум вводных, чтобы начать делать, говорить, выполнять.

2. Оценочные суждения. Мы по-разному относимся к оценке. Одни культуры предпочитают прямо «сказать все как есть», другие избегают прямолинейности в пользу обтекаемой или нейтральной обратной связи.

3. Убеждение. Некоторые культуры убеждают собеседников через согласие с некоторыми принципами, другие — через согласие с областью применения и ожидаемой выгодой.

4. Управление. Некоторым культурам свойственно искать иерархическую структуру с понятной фигурой лидера наверху, а некоторым — эгалитарность и внимание к интересам каждого участника.

5. Принятие решений. Культуре может быть свойственен поиск консенсуса, а может — поиск решений, отправляемых сверху вниз.

6. Доверие. В некоторых культурах доверие возникает по ходу выполнения конкретных задач или проектов, в других доверие связано с поддержанием отношений (рабочих и нерабочих).

7. Несогласие. Есть культуры, в которых выражение несогласия поощряется и считается важным, в то время как иные культуры стремятся избежать конфликта и давать обратную связь неявно.

8. Управление временем. В некоторых культурах время линейно и ценно само по себе, тем самым важными становятся пунктуальность и чёткость. В других культурах «бог создал времени достаточно»: люди гибки, встречи могут переноситься и начинаться позднее естественным образом.

Если проанализировать свое общение с другими людьми по этим пунктам, можно выявить категории взаимодействия и подсветить где могут быть трения из-за разницы культур.

Когда коллектив насыщен разными культурами, Эрин Мейер рекомендует общаться на (в) низком контексте, где все максимально прямо и понятно, выстраивать простые процессы, чтобы информацию нельзя было трактовать двояко.

Важно эмпатировать и принимать разность в восприятии людей. И если эта разность чувствуется, стоит это обсудить. Раньше Леша мог давать очень прямолинейную обратную связь, но после состоявшегося разговора снизил градус директивности и давал ее менее активно. А люди со своей стороны поняли, что это не критика, а желание со стороны Леши улучшить процесс и показать возможные риски со стороны, которые могут быть не так очевидны.

Культурные измерения Герта Хофстеде представляют собой набор факторов, которые помогают описать и сравнить различия между национальными культурами. Они основываются на исследованиях, проведенных Гертом Хофстеде в рамках межкультурной социологии и психологии.

  1. Дистанция власти: отражает отношение людей к иерархии и разделению власти в обществе. В культурах с высокой дистанцией власти существует большое расстояние между людьми с различными уровнями власти, и существует высокая степень неравенства. В культурах с низкой дистанцией власти люди стремятся к более равноправным отношениям и меньшей иерархии.

  2. Индивидуализм vs коллективизм: отражает степень, в которой люди склонны быть самостоятельными и стремиться к своим личным целям и интересам, или же они больше ориентированы на группу и коллективные цели. В индивидуалистических культурах индивидуальные свободы и достижения ценятся выше коллективных интересов. В коллективистических культурах групповая принадлежность и солидарность имеют большее значение.

  3. Феминность vs маскулинность: относится к распределению ролей и ценностей между мужчинами и женщинами в обществе. В культурах с высокой маскулинностью ценятся традиционно мужские черты, такие как соревновательность, уверенность и стремление к успеху. В культурах с высокой феминностью ценятся более фемининные черты, такие как забота о других, качества сотрудничества и качество жизни.

  4. Избегание неопределенности: отражает степень, в которой люди испытывают тревогу и неуверенность перед неизвестностью и неопределенностью. В культурах с высоким уровнем избегания неопределенности люди стремятся к стабильности, строгим правилам и предпочитают избегать рисков. В культурах с низким уровнем избегания неопределенности люди более открыты к новым идеям, изменениям и принимают больше рисков.

  5. Долгосрочная vs краткосрочная ориентация: отражает ориентацию культуры на прошлое и традиции или на будущее и инновации. В культурах с долгосрочной ориентацией ценятся настойчивость, терпение и стремление к достижению долгосрочных целей. В культурах с краткосрочной ориентацией ценятся традиции, непосредственные награды и удовлетворение текущих потребностей.

  6. Эмоциональность vs самоконтроль: относится к выражению эмоций в обществе. В культурах с высоким уровнем раздражительности люди имеют высокую степень экспрессии эмоций и проявляют их открыто. В культурах с высоким уровнем самоконтроля люди более сдержанные и склонны контролировать свои эмоции.

Домашка
Закрепить материал урока с чат-ботом Коленькой
Материалы
  • "Cultures and Organizations: Software of the Mind" by Geert Hofstede and Gert Jan Hofstede
  • "The Culture Map: Breaking Through the Invisible Boundaries of Global Business" by Erin Meyer
УРОК
Участие в сообществах
Как стать частью группы, общаться в коллективе и поддерживать сообщество в его развитии
Аудиозапись урока
Ситуация
  • Старое окружение не совпадает с новыми ценностями
  • Вы живёте в среде, где главное – это карьера, а хочется чего-то другого
  • Кажется, что новые люди поверхностные
  • Вы переехали (или как-то ещё изменили свою жизнь) и теперь необходимо заново строить своё окружение
  • Есть желание стать частью классного сообщества, но непонятно, как туда попасть
Что нужно знать — коротко
1. Разный контекст (работа, отношения, сообщество) подразумевает разную коммуникацию.

2. Если страшно или не хочется вступать в чьё-то сообщество – можно создать своё.

3. Качественные онлайн-курсы с группами – классная возможность находить единомышленников.

4. В сообществах всегда есть лидеры, а вокруг них – группа людей, которые активно участвуют и продвигают сообщество.

5. Сообщество живёт благодаря новым людям, которые хотят присоединяться к нему.

6. Важно понимать, зачем вы хотите стать частью определённого сообщества. Будьте готовы рассказать об этом и о вашей ценности его участникам. Это поможет заинтересовать их и попасть в сообщество.

7. Если вы не можете себе позволить какую-то активность, которая необходима для вступления в сообщество, не стесняйтесь говорить об этом прямо и спрашивать про альтернативу. Вдруг она есть?
Содержание урока — подробно
Бывает так, что вы преисполнились в познании, а ваше окружение – нет, из-за чего вам становится некомфортно, но и страшно что-то менять, искать других людей. Вдруг они такие же?

История
Кремниевая долина – магическое место, где строятся многомиллиардные компании, но это и очень сложная среда с человеческой точки зрения. Все работают. Очень многие жалуются на отсутствие глубоких, доверительных отношений, сложности с построением сообщества.

Когда началась пандемия, изоляция стала шоком для Алексея, потому что до неё он тусил и был активен в нескольких сообществах. При этом многие его друзья рассказывали о том, что для них ничего не изменилось, и что в изоляции они чувствовали себя так же одиноко, как и до неё. Оказалось, что они считали себя недостойными того, чтобы вступать в определённые сообщества, а другие казались им неподходящими. Это смесь неуверенности в себе и в том, что они смогут завязать правильные контакты и коммуницировать свою ценность.

Пандемия подсветила то, что в одиночестве очень сложно переживать трудности. Нам нужны люди и такие, которые соответствуют вашему текущему уровню развития. Если оставаться в старых компаниях, они будут тянуть вас туда, откуда вы готовы уйти.

Света поделилась своей фобией нового. Иногда ей со стороны кажется, что новые люди слишком поверхностные или не такие душевные, из-за чего она не хочет даже попробовать пообщаться с ними и не может узнать, какие они на самом деле.
Ещё история
Разный контекст (работа, отношения, сообщество) подразумевает разную коммуникацию. Важно понимать эти различия и уметь подстраиваться. А для того, чтобы попадать в классные сообщества, достойно показывать себя и становиться их частью, нужно понимать, как они устроены.

Алексей ведёт Телеграм-канал Ponchik News, у которого есть своё сообщество. Также есть отдельное сообщество людей, которые слушают подкаст Алексея и Светы, поддерживают его на Патреоне. Это довольно плотная тусовка людей, которые общаются и что-то друг про друга знают. Благодаря этому и прошлому опыту Алексея в разных сообществах, он понял, чем они похожи и отличаются друг от друга вне зависимости от их типа.

Света, как и Алексей, прошла через переезд, эмиграцию и потребность строить свою жизнь заново уже во взрослом возрасте. Она прошла через потерю связей, которые были для неё важны, и одиночество как последствие. В результате, Света придумала и реализовала несколько подкастов. Ей было страшно вступать в существующее сообщество, поэтому она решила создать своё. Так жизнь стала намного интереснее.

Обычно мы находим новых друзей на учёбе и работе, но с возрастом сложнее выстраивать новые глубокие связи, если у тебя нет каких-то конкретных интересов. Для Светы большим источником новых сообществ стало дополнительное обучение. Например, курс в музыкальной школе Маскелиаде. И тоже самое можно сказать про этот курс, который вы проходите прямо сейчас.

Для вступления в современные сообщества не нужно обладать сверхспособностями, покупать карточку VIP-клуба и так далее. Можно посмотреть на это сообщество, принять его правила, если они тебе нравятся, и уже начинать общаться. Людям важно общаться с другими людьми, так что скорее вас примут тепло практически везде.

Теория
Как же устроены сообщества?

В любом сообществе всегда есть лидеры, то есть заводилы, которые создают движ и делают так, чтобы происходило что-нибудь новое. Они организовывают события, пишут посты, снимают видео на YouTube. Активности могут отличаться в зависимости от сообщества, но суть в том, что это лидеры, которые создают движ и получают от этого удовольствие. Обычно это визионеры, которые сконцентрированы на продвижении идеи вперёд.

Вокруг них есть ядро. Это евангелисты и амбассадоры, лидеры мнений. Это группа людей, которые активно участвуют и продвигают сообщество. Они достаточно вовлечены в сообщество. Очень часто именно за счёт них идет привлечение новых людей и происходят многие важные моменты.

Дальше идёт круг последователей. Они созваниваются, ходят на встречи, создают ощущение единения и группы. Все не могут быть лидерами или евангелистами, тогда они будут слишком направлены вовне, а не на свою группу. Важно осознавать, что любое сообщество живёт не за счет лидера или ядра, а за счет вариативного компонента людей, которые приходят, хотят вступить и поучаствовать. Сообщество не может жить без постоянного обновления и взаимодействия этих людей.

Откуда возникает этот диссонанс? Люди смотрят на лидеров и думают, что для того, чтобы стать частью сообщества, им нужно быть такими же крутыми, но это не так. Например, Свете и Алексею, как лидерам своего сообщества вокруг этого курса, интересно развиваться, узнавать новые мнения, сталкиваться с другими позициями.

Часто достаточно просто быть классным последователем в сообществе. Необязательно быть двигателем прогресса и не нужно сравнивать себя с людьми, которые как раз являются его движущей силой. Вместо этого нам необходимо коммуницировать, почему мы хотим стать частью сообщества и почему нас стоит туда пускать. Стоит спросить себя: почему я хочу этого и зачем мне это нужно? Если честно ответить на эти вопросы, можно выяснить свою потребность.

Например, мне нужно быть частью сообщества выпускников курса, потому что так я смогу продолжать общаться с ними, практиковать свои навыки аутентичной коммуникации и задавать вопросы в доверительной среде, где меня примут, поймут и помогут советом. Если вы сможете рассказать об этом и о вашей ценности ядру сообщества, есть большая вероятность, что вас туда пустят. А если нет – вернитесь к урок про отказ и воспользуйтесь информацией оттуда.


Ролевые игры
Света: Я увидела пост у тебя в канале о том, что ты активно занимаешься коучингом и делаешь закрытое сообщество для своих клиентов, где можно обсуждать свои проблемы и запросы в доверительной среде. Я хочу вступить.

Алексей: Во-первых, привет. А во-вторых, дело в том, что это закрытое сообщество, на что есть своя причина. Открытый формат доступен у меня в канале и комментариях там, а это именно для моих коучинговых клиентов. Сперва я делаю сессии с продуктовыми лидерами, а потом они вступают в сообщество.

Света: Понятно. Ну, ладно. Я не продуктовый лидер и не руководитель, так что, видимо, это пока не для меня. Напишу тебе как-нибудь.

Алексей: Давай, пока.

В примере выше Света почувствовала себя неуверенно, когда услышала о том, что это сообщество для людей с определенными должностями, и тут же решила, что она пока для него не подходит. Она испугалась и быстро свернула разговор. А Алексей просто оберегал свое сообщество и людей в нем. Он собирался предложить Свете коучинг, чтобы познакомиться с ней получше, но она тут же слилась, поэтому он даже не успел это сделать.

В примере ниже Света выбрала более уверенную позицию, в которой она сразу же озвучила свои обстоятельства и потребности, а ещё проговорила свою персональную ценность, что заинтересовало Алексея. Плюс Света задавала вопросы и получила дополнительную информацию, которая приблизила её ко вступлению в желаемое сообщество Алексея.

Света: Я увидела пост у тебя в канале о том, что ты сейчас активно занимаешься коучингом для руководителей и продуктовых лидеров и делаешь для них закрытое сообщество, в котором они могут обсуждать свои проблемы. Я и не тот, и не другой, но мне очень интересно то, что вы делаете. Мне кажется, это было бы супер для моего развития, а я со своей стороны могу привнести какую-то экспертизу тоже. Что нужно сделать для того, чтобы вступить?

Алексей: У нас там не только руководители и предприниматели, но и очень разные люди. Расскажи, пожалуйста, в чём твоя экспертиза? Какие твои навыки могут быть полезны для участников сообщества?

Света: Я работаю на фрилансе и понимаю, как выстроить passion business, где ты многое делаешь сам и что-то делегируешь.

Алексей: Круто! Passion economy и passion business – это горячая тема. Многие наши ребята хотят уходить из корпораций и делать что-то своё. Но я специально не даю доступ всем подряд и предпочитаю сначала поработать с человеком в рамках коучинговых сессий, а потом уже предлагать вступить к нам. Без коучинга я вряд ли могу дать тебе доступ, хотя ты и звучишь очень интересной и как человек, и как профессионал. Что думаешь?

Света: Мне бы очень хотелось, но твои сессии стоят так дорого и ты предлагаешь делать несколько сразу, а я сейчас не могу себе этого позволить. Если бы у тебя были какие-то ещё варианты взаимодействия подешевле, я бы с удовольствием их рассмотрела. Может, мы могли бы договориться.

Алексей: На самом деле, есть более короткие форматы. Например, оценивания по Хогану, для которых достаточно одной двухчасовой сессии, и они не стоят как коучинговые программы. Если тебе интересно, я могу рассказать тебе поподробнее и скинуть ссылку. Можно что-нибудь такое сделать. Для меня этого общения с тобой будет достаточно, чтобы понять и решить, хотел бы я пригласить тебя в наше сообщество.

Света: Клёво, давай. Спасибо большое за то, что уделил время и предложил альтернативу.

Алексей: Пожалуйста! Напишу тебе сейчас с ссылками.

Если вы не можете себе позволить какую-то активность, которая необходима для вступления в сообщество, не стесняйтесь говорить об этом прямо и спрашивать про альтернативу. Вдруг она есть?
Домашка
В течение ближайшей недели обозначьте 2-3 интересных вам группы людей и составьте для каждой из них по 5 вопросов, которые могут показать вашу заинтересованность и потенциальную пользу для участников сообщества. Сформулируйте свой запрос и пользу, а потом проговорите их вместе с напарником.

Закрепить материал урока с чат-ботом Коленькой
Материалы
Термины к урокам