1. Эмпатичное общение начинается с эмпатии к себе. Это умение соединиться с собой и понять свои чувства и потребности. Это важнейший навык для аутентичного общения — важнее, чем эмпатия к другому, на наш взгляд.
2. Пример эмпатии к себе во время разговора (положа руку на грудь): «Маш, я сейчас говорю с тобой и чувствую сильное раздражение и даже гнев. Мне нужно передохнуть, успокоиться и подумать. Давай вернемся к этому разговору завтра».
3. Эмпатия к другому — это умение соединиться с другим человеком и понять его чувства и потребности. «Встать в его тапочки», «влезть в его шкуру» и т.п. Иногда люди супер-чувствительные (их иногда называют эмпатами) могут так сильно соединяться с другим, что забывают про свои чувства и потребности. Подробнее об этом мы говорим в уроке 3 «Границы».
4. Ненасильственное общение — методика, разработанная доктором психологии Маршаллом Розенбергом, которая позволяет соединить принципы эмпиричного и аутентичного общения в такую форму, которая максимально честна и к себе, и к собеседнику. В его методике есть четыре составляющие.
4.1. Наблюдение — это первый шаг к такому общению. Мы не переключаемся на мнения и суждения, а всегда стараемся говорить то, что можно увидеть, услышать, то есть то, что максимально приближено к фактам. Пример наблюдения: «Я заметил, что на прошлой неделе три из пяти встреч начались с опозданием».
4.2. Коммуникация своих чувств — второй шаг. Что мы чувствуем в связи с наблюдаемыми явлениями и событиями. Пример чувства: «Я чувствую раздражение».
4.3. Коммуникация своих потребностей — третий шаг. Что нам нужно, какая потребность не удовлетворена из-за этого. Пример потребности: «У меня есть потребность чувствовать себя значимым, в том числе в работе и на встречах».
4.4. Запрос — это четвёртый, последний шаг в таком общении. Мы не переключаемся на требования, а формируем запрос, который всегда дает собеседнику выбор — согласиться или отказаться, или придумать какой-то другой вариант. Запрос хорошо заканчивать вопросом, на который собеседник может ответить однозначно. Пример: «Как ты относишься к тому, чтобы сообщать мне заранее по смс, если опаздываешь больше, чем на пять минут?».
5. Это одна из сильнейших методик в ненасильственно общении, но мы бы хотели обратить внимание на ряд нюансов и преград, которые наверняка встретятся на пути к аутентичности:
- Обвинение — пожалуй главная штука, которая отпадает в аутентичном общении. Через обвинение очень трудно построить какие-то доверительные отношения.
- Суждения вместо наблюдений — использование личных мнений и суждений, которые ведут к защитной реакции. Пример суждения: «Ты всегда опаздываешь».
- Ненастоящие чувства — обычно это подмена понятий «чувство» и «мнение о чьем-то поведении» — только мнение звучит последнее как чувство. Ну почти. Часто бывают в пассивном залоге, вроде «я чувствую себя обманутым», «я ощущаю себя совершенно не понятым», «я чувствию себя проигнорированным в вашей компании». Такие ненастоящие чувства вызывают подмену понятий, собеседник чувствует свою вину, стыд, страх и т.п. (см. манипуляция).
- Стратегии вместо потребностей — когда мы подменяем потребность способом ее достижения. Например, говорим «мне необходимо купить дом» вместо «у меня есть потребность в безопасности (из-за которой я подумываю купить дом)».
- Советы — мнение относительно стратегий, которыми стоит воспользоваться собеседнику. Совет бесит тогда, когда его не запрашивали, или когда собеседник не удосужился уточнить вашу потребность. Особенно бесит, когда он обращен в прошлое, которое, естественно, уже не поменять.
- Пассивная агрессия — стратегия, при которой настоящее намерение и показываемое не совпадают, но вместо прямого разговора о разнице в интересах/намерениях один из участников показывает, часто только вербально, что конфликта нет. Его действиям часто демонстрируют обратное через затягивание сроков, колкости, невовлеченность, тихий саботаж, сарказм и т.п.
- Манипуляция — когда мы пытаемся вызвать чувства стыда, страха или злости для того, чтобы реализовать свои потребности. Пример: «А вот Маша из 6Б принесла полный дневник пятерок, а ты чего?»
- Желания и требования вместо запросов — «Я хочу, чтобы ты больше никогда не опаздывала». Вызывает часто чувства обиды, протеста и т.п.
6. В то же время есть инструменты, которые помогают в аутентичном общении:
- Активное слушание — когда вы слушаете собеседника, переспрашиваете, даете ему понять, что вовлечены в процесс как слушатель.
- Проговаривание, трэкинг — проговаривание отдельных мест в разговоре, трекинг ключевых моментов, показ того, что вы следуете за собеседником в его разговоре.
- Резюмирование — ваш короткий пересказ того, что вы услышали с целью уточнить, все ли верно вы поняли.
- Паузы — помогают создать пространство, чтобы подумать, почувствовать, понять потребности и проэмпатировать себе и собеседнику.