НЕДЕЛЯ 1, НУЛЕВОЙ УРОК
Первый звонок
С какими запросами пришли участники? Что ожидать от курса? Как сделать так, чтобы курс дал свои плоды, и как сделать так, чтобы ничего не произошло?
Запись звонка
Запись первого звонка от 11 января.
Что нужно знать
1. Мы услышали следующие темы от участников, когда собирали запросы на курс:
  • Границы
  • Ценности и потребности
  • Здоровая коммуникация, адекватность
  • Отношения в паре
  • Поддержка, сообщества
  • Драма в общении
  • Разрешение конфликтов

2. Структура курса
  • Курс построен в виде трех недель, по три урока в каждую неделю.
  • Кроме того, мы просим вас назначить созвоны с вашими напарниками (если вы проходите курс вместе с группой)
  • В начале и в конце курса будет звонок группы. Если вы проходите курс с группой, то вы добавлены в список участников в Гугл-календаре.

3. Что сделать, чтобы получить плоды от этого курса:
  • Слушать лекции
  • Делать домашки на Миро-доске
  • Тренироваться с напарником
  • Применять знания на практике

4. Что сделать, чтобы ничего не получить от этого курса:
  • Не появляться на звонках
  • Игнорировать уроки
  • Не читать материалы и не делать домашки
  • Скипать звонки с напарником
  • Не практиковать новые навыки
  • Не проходить финальный тест и не присоединиться к групп

5. Куда идти, если что-то непонятно
  • Для тех, кто проходит курс вместе с группой, у нас есть чудесный координатор Настя. Ее контакты есть в группе в телеграмме. Она может помочь с любыми организационными вопросами.
  • Если вы купили тариф с коучингом, чтобы назначить встречу со Светой или Алексеем, напишите Насте. Она покажет вам как забукать сессию.

6. Сообщество и напарники
  • Если вы проходите курс вместе с группой, у вас есть доступ к телегам-сообществу курса.
  • После первого запроса мы матчем вас с напарником.

7. Упражнение: Негативный опыт общения / позитивный опыт общения
  • Вспомните недавний негативный опыт общения. Каким он был? Что запомнилось? Почему опыт стал неприятным?
  • Вспомните недавний позитивный опыт общения. Какие качества были в той беседе? Чем она принципиально отличалась от негативной беседы, которую вы вспомнили ранее?

8. Ответы на частые вопросы.
Как пользоваться Miro?
НЕДЕЛЯ 1, УРОК 1
Какие бывают уровни коммуникации
Почему нас начинает бесить разговор? Рассказываем про личные истории, шесть уровней коммуникации, про повышение и понижение уровней и разбираем кейсы.
Аудиозапись урока
  • Что делать, если вы хотите слушать лекции через rss-ленту в своём приложении для подкастов: cкопировать ссылку https://bit.ly/2Lxiycp, открыть приложение «Подкасты», раздел «Библиотека», затем «Изменить» и «Добавить подкаст по URL», вставить ссылку и подписаться. На английском: Podcasts – Library – Edit – Add a Show by URL – Subcribe.
Ситуация
  • Условный дядя Миша опять гонит пургу, а мы не знаем, как ему ответить, чтобы не превратить все в скандал
  • Условная подруга подкинула проблем, мы на нее бесимся, но ничего не говорим, чтобы сохранить хорошие отношения
  • Условный принц на белом коне не отвечает на звонки, а мы страдаем, потому что не можем дать обратную связь.
  • и т.д.
Что нужно знать
1. Часто недоговоренности и мискоммуникация возникают из-за того, что люди общаются на разных уровнях.

2. Согласно американскому психологу Гэри Смалли, есть шесть уровней коммуникации в отношениях. Они перечислены от более низкого к более высокому:
  • Болтовня (small talk)
  • Обмен фактами
  • Мнения
  • Чувства
  • Потребности
  • Убеждения, верования

2. Чтобы привести общение в норму, стоит отметить, на каком уровне проходит беседа, и либо поравняться с собеседником, либо пригласить его поменять уровень. Например, часто конфликт возникает, когда люди переходят от обмена фактами («ты опоздал») к мнениям («ты фиговый партнер, потому что постоянно опаздываешь»).

3. Для более личных обсуждений, уровень следует повышать. Так проявляется личная заинтересованность в решении вопроса, аутентичность и открытость.

4. В каких-то рабочих задачах уровень стоит понизить — вместо мнений вернуться к обсуждению фактов. Так проявляется профессионализм.

5. Уровни разговора — важный базовых инструмент, который можно использовать в личных и профессиональных разговорах. Для начала, стоит научиться замечать, на каком уровне идет общение, особенно в сложных разговорах.
Домашка
В течение недели поизучайте, на каких уровнях проходят важные разговоры в вашей жизни: с родными, близкими, коллегами, друзьями. Посмотрите на особенно сложные и токсичные темы с определенными людьми — на каких уровнях вы общаетесь?

Сделайте дубликат миро-доски с домашними заданиями и заполните там Домашку №1 в течение недели. Обсудите результаты с напарником на созвоне.

Миро-доска: https://miro.com/app/board/o9J_lZkDvK4=/
Материалы
  • The Evolution of Human Communication, by Tess Pierce
  • Secrets of Lasting Love, by Gary Smalley
НЕДЕЛЯ 1, УРОК 2
Как сделать общение адекватным
Как вести себя, когда собеседник сложен или токсичен в общении, и хочется перестать с ним взаимодействовать или наговорить грубостей.
Аудиозапись урока
Ситуация
  • Кто-то серьезно бесит в общении
  • Человек раздражает, с ним очень сложно общаться
  • Иногда хочется перестать разговаривать с человеком
  • Есть люди, которых хочется слушать не дольше нескольких минут
  • Хочется быть хорошим собеседником, но другой человек слишком токсичен, и т.п.
Что нужно знать
1. Если собеседник неадекватен, это не значит, что и вы должны быть на его уровне.

2. Ключ к адекватной коммуникации — проговаривать свои чувства, которые возникают в разговоре.

3. Для того, чтобы проговаривать свои чувства, первым делом нужно научиться их различать. Отличный способ начать замечать эмоции — вести дневник или отмечать про себя: «что я делал — что я услышал — что я почувствовал»

4. Вторая часть: создать план действий, когда возникают определенные эмоции, например, гнев или раздражение. Пример такого плана: проговаривать свои эмоции в разговоре. Для собеседника может быть новостью, какие эмоции вы испытываете и как разговор влияет на вас.

5. В таких разговорах стоит избегать обобщений (все, никто, везде, нигде, всегда, постоянно, никогда, каждый и т.п.) и местоимений (ты, вы, они, мы). Вместо этого попробуйте строить «Я-сообщения» — из позиции от первого лица. Например: «Я чувствую раздражение и понимаю, что не могу сейчас продолжить разговор» (вместо: «Ты меня бесишь, никогда больше буду с тобой говорить»)

6. Постепенно внедряйте практику замечания и называния эмоций в свое общение и посмотрите, как меняется степень адекватности разговора.
Домашка
В течение ближайшей недели замечайте для разговоров (особенно непростых): что вы делали, что вы слышали, что вы чувствовали. Заполните Miro-доску. Замечаете ли вы паттерны? Обсудите с напарником или другом.

В течение недели замечайте местоимения (ты, мы, вы, они, он, она) и постарайтесь вместо них формулировать «Я-сообщения». Пример: «Ты опять поздал» → «Я чувствую обиду, когда вижу, что ты опаздываешь».

Миро-доска:
https://miro.com/app/board/o9J_lZkDvK4=/
Дом. материалы
НЕДЕЛЯ 1, УРОК 3
Как отстаивать свои границы
Что такое границы, как их обнаруживать, отстаивать и коммуницировать.
Аудиозапись урока
Ситуация
  • Сложно быть жёстким в отношении границ с другими людьми
  • Не получается отлавливать момент, когда сдаешь свои позиции в общении
  • Не удается не давать себя в обиду
  • Проблемы с тем, что хочется быть и хорошим компаньоном, и добрым самаритянином, но при этом жить в соответствии со своими ценностями и представлениями.
Что нужно знать
Границы в общении похожи на реальные границы в мире. Есть граница как линия на карте, а есть реальное ее отстаивание. Так случается, когда страна пересекает границу другой страны: за это будут последствия.

1. Для отстаивания границ сперва нужно начертить свои «линии на карте»: иметь собственное представление по ключевым вопросам (личная жизнь, работа, друзья, родители, дети и т.п.), где находится ваши границы.

2. Границы нужно уметь коммуницировать. В нашей метафоре с картой мира, страны договариваются о том, где на картах находятся линии между странами и объявляют об этом друг другу. При общении с другими людьми необходимо научиться сообщать, где находятся ваши границы: без агрессии, но четко и доходчиво.

3. Границы необходимо отстаивать, как если бы это были ваши государственные границы. Какие будут последствия? Как вы будете коммуницировать, что вас не устраивает пересечение границ? Готовы ли вы к сложным разговорам? Как вы собираетесь отстоять свою территорию? К кому вы обратитесь в самом крайнем случае?

4. Важно понимать, что единственный человек, ответственный за ваши границы, — это вы сами. Многие люди попросту не понимают, что они пересекают ваши границы или автоматически тестируют их, потому что они так устроены.

5. Отстаивание границы создает одновременно и ответственность, и свободу. Это как две стороны одной монеты — такая ответственность стоит результатов, которые она дает.
Домашка
1. Выберите три-четыре области жизни (например: романтические отношения, семья, коллеги, родители, дети, друзья)

2. Для каждой области напишите: а) что вы готовы делать, б) что не готовы делать и в) где пролегает граница.

3. Для каждой области сформулируйте, как вы будете коммуницировать и защищать свою границу, если она будет нарушена, не важно, случайно или намеренно.

4. Обсудите на ближайшем звонке с напарником или другом
Материалы
Словарь терминов первой недели
ТЕСТ
Как вы усвоили уроки первой недели
Начать
Что чаще всего случается, если люди говорят на разных уровнях коммуникации?
Чаще всего такой разговор не клеится
Верно! На разных уровнях коммуникации разговор идет не так: люди недоговаривают, не понимают друг друга и разговор идет сложно
На разных уровнях общения люди не очень хорошо понимают друг друга, возникает недосказанность и непонимание
Не обязательно возникает бесилово и агрессия; чаще — недосказанность и непонимание
Дальше
Проверить
Показать результат
Какие уровни общения, согласно курсу, бывают в коммуникации
Верно, все шесть уровней могут быть частью аутентичного общения
Что-то маловато для аутентичности
Что-то маловато для аутентичности
Диббериш — не наш метод
Дальше
Проверить
Показать результат
Что нужно для того, чтобы делать общение более адекватным?
Точно!
Если вы будете рассказывать собеседнику все, что вы о нем думаете, это не добавит адекватности непростому разговору
Иллюстрации из прошлого — хороший ход, но он не добавляет адекватности
Это сработает, если вы общаетесь с Ильей Лагутенко
Требования редко когда повышают уровень адекватности
Дальше
Проверить
Показать результат
Границы в общении похожи на границы государств, потому что...
К счастью, мы не в школе, географ не пропьет глобус и не отругает, если пропустим контурные карты
Классное сравнение, но есть лучше
Отличный радикальный вариант, но нет
Верно!
Дальше
Проверить
Показать результат
Чтобы отстаивать границы, нужно...
Границы ключ — важно!
Коммуницировать линию границы — важно!
Ответственность за коммуникацию — важно!
Ответственность за отстаивание границ — тоже важно!
Дальше
Проверить
Показать результат
Кажется, что-то пошло не так
Похоже, вам стоит переслушать материалы первой недели
Пройти еще раз
Неплохо!
Вы усвоили существенную часть материала, но можно улучшить результаты
Пройти еще раз
Топчик!
Вы на пути к тому, чтобы стать отличным аутентичным собеседником. Продолжайте в том же духе!
Пройти еще раз
Предыдущая страница
Содержание курса