ЭПИЗОД 5

Времени нет

Поднимаем кундалини духу времени, поглаживаем миндалевидное тело в мозгу, вспоминаем Егора Летова осенью и Эми Уайнхаус зимой, прислушиваемся к тому, тикают ли часики на самом деле (или это щелкает тревога от нашего социального круга) и вообще говорим о том, как быть во времени и со временем.

В этот раз обошлось без Хайдеггера и Пруста, но вы держитесь. Скоро.

Слушать (40 мин) на Apple Podcasts
или Soundcloud, Spotify, Castbox

Текстовая версия подкаста

cc - Привет, это подкаст Но вы держитесь, с вами Света Шедина и Алексей Иванов. И тут самое время перепродумать о чем наш подкаст, Алексей.

-Ну смотри, Свет. Мне кажется, мы с тобой записываем подкаст о судьбах родины каждый раз. Но поскольку судьба родины – это очень сложное понятие, однако очень глубоко заложенное в душу русского человека, выраженные через сильные эмоции, такие, например, как, когда нас очень бесит, когда мы очень злимся. И в этом есть большая часть того, что сейчас является таким духом времени. Даже когда это какая-то значительная хрень, например, времени нет, задолбало доверие отсутствие. Короче, если так подумать, бесяки, они же про судьбы родины.

- Да, ты круто сформулировал. Впрочем, как и всегда. У нас на эпл-подкастах есть комментарий, который, как мне кажется, максимально этот дух родины отражает. Пишет нам слушатель с ником Данилко-засранец и дальше какие-то цифры, возможно, номер Данилки: «Чтоб вы понимали, проснулся с корпоративного перебуха в отеле в 6 часов утра, у меня закончилась вода и я начал слушать ваш подкаст». Во-первых, спасибо Данилке за такие слова, они запали мне в душу, а во-вторых, это действительно есть дух родины, когда стремление к высокому и прекрасному всегда побеждает какие-то физиологические неудобства. Тема у нас сегодня, как ты знаешь наверно, «Времени нет», и лично меня больше всего в ней бесит тот факт, что время в принципе бесконечно, но конкретно для тебя, и всех других людей, оно конечно. И с этим ничего поделать нельзя.

- Я не был бы так категоричен.

- Ну-ка расскажи. Давай прослушаем первый бесяк и вернемся к этому вопросу.

«В школьное время был максимально погружен в каждый из своих дней. Все шло медленно, размеренно. Теперь в этой суете время пролетает, как шлюхи с окон. Для меня теперь один год не кажется чем-то таким большим. Что будет в старости, вообще не понятно».

-Мне очень понравилась метафора нашего слушателя, что время вылетает, как шлюхи с окон. Если честно, я бы никогда сама до этого не додумалась, и я рада, что мы собираем вот это вот все, потому что это охренительно гениально. Наш слушатель написал похожую вещь, что времени нет и оно проносится с огромной скоростью. А ты мне хотел возразить на счет этого. Что ты хотел сказать?

- Помнишь, есть гипотеза, что люди – единственные существа на планете, которые осознают свою смертность. У меня есть такая крутая книжка, «Отрицание смерти», такой огромный труд философский из 70-х. И там как раз автор утверждает, что цивилизация, как таковая – это ответ на смертность, на осознание смертности. Если бы мы жили все время, руководствуясь обычными биологическими механизмами, типа какие у нас есть инстинкты – сексуальный инстинкт, инстинкт желания, самосохранения, социальный инстинкт. Если бы мы все время социализировались, трахались и старались сделать так, чтоб нам было комфортно, не заботясь о том, что останется после нас. Представим слушателя нашего подкаста, ему 30 лет. Он смотрит, например, на статистику средней продолжительности жизни у себя в городе, например, Москва, который составляет примерно 78 лет. И он такой – опаньки, мне осталось 48 лет. И все, конечная. И он такой – надо срочно что-то делать, пойду напишу книгу или пойду начну заниматься искусством, хочу, чтоб после меня что-то осталось, или пойду делать детей. Много очень разных вариантов, что может произойти.

- Т.е. ты намекаешь на то, что не стоит боятся и беситься по поводу того, что мы конечны, а лучше эту мысль принять, порадоваться, потому что она активизирует тот потенциал, который природа нам на время дала погонять. Правильно?

- Мне кажется, в том есть какие-то хорошие новости. Это побуждает к действиям, побуждает не делать какую-то фигню, которая совершенно не важна. Значит, мы вообще не приватизировали толком вещи. просто делать то, чтоб было сыто и не было одиноко. Тут обозначено нашим слушателем то, что оно пролетает быстрее, чем было раньше. И тут надо сказать, что если ты что-то делаешь полезное и значимое в жизни, социально значимое, то вероятность того, что у тебя время летит быстрее, чем если ты просто дурачишься и занимаешься фигней, она возрастает.

- Мне кажется, что субъективная скорость восприятия времени с годами увеличивается, потому что мы чаще впадает в так называемое состояние потока из-за того, что можем набирать те активности, которые нам нравятся, и выбираем их.

- Не, не согласен, мне кажется, потому что, когда человек что-то делает, чтоб что-то делать, он должен взаимодействовать с другими, с миром. И все эти взаимодействия, они как бы ускоряют время, на мой взгляд. У тебя какое-то количество людей близких в твоей жизни, оно растет, у нас появляется карьера, жены, дети. Появляется большое количество людей, друзья какие-то новые. Помимо того, что ты что-то делаешь, ты еще общаешься, разруливаешь какие-то вопросы. Потом ты хочешь, чтоб у детей было безбедное детство, и ты идешь на менеджерскую функцию, у тебя еще больше людей, еще больше разговоров. Ну ты понимаешь, к чему я веду, что время ускоряется не просто так. Например, у меня недавно сестра стала мамой и мы с ней недавно общались, и мы тоже говорили про время, и она говорит – у меня вообще нет времени теперь. Понятно, что у нее любое свободное время уходит на ребенка, на какие-то дела, которые нужно срочно сделать. Это не просто так. Количество обязательств растет, ты в свободное время, которое можно тратить на себя, уменьшается автоматом, это первая часть. Вторая часть заключается в том, что есть определенная тревога, что в жизни надо что-то сделать. Например, надо дом купить, ипотеку взять, выплатить, детей родить, дерево посадить условно, компанию создать, продать, экономическую безопасность получить. Есть какой-то набор активностей, который мозг считаешь, что нужно сделать, чтобы было хорошо. А потом ты идешь, а тревога не исчезает. В каком-то смысле, гораздо менее тревожно было, когда ты об этих вещах не думал, и ответственности было меньше. Но вернуть то состояние уже нельзя, потому что все то, что мы упомянули, оно уже есть и уже нас сопровождает. Просто наше понимание мира меняется, становится менее инфантильным и более таким взрослым постепенно. Фокус смещается с каких-то идей о том, что я бессмертен, как это у детей бывает. И от этого еще наше отношение со временем меняется.

- А тебе вообще не кажется, что мы очень часто ноем о том, что времени нет, но когда оно у нас появляется, мы начинаем его боятся и стараемся его заполнить вот этими ускорителями, условно, делами, социальными связями и всем-всем-всем. Как бешеная белка, которая хочет выбраться из карусели, и сделать что-то важное до конца своей жизни, но вместо того, чтобы эту карусель остановить, она начинает еще быстрей и быстрей бежать, и время еще быстрей заканчивается.

- Оно ускоряется во многом из-за того, сколько вещей мы хотим успеть сделать разных. Мы просто говорим о том, что в современной жизни мы очень много хотим воткнуть в день. Вот я сейчас смотрю в окно, у меня напротив реабилитационный центр для людей со всем, с разными историями, и такое медицинское учреждение и есть много разных историй, как там люди оказываются. И я сейчас смотрю в окно и вижу, как там люди идут по улице, как люди приходят, чтоб провести время с родственниками, и медленно катят коляску с человеком пожилым, и одновременно смотреть в телефон, отвлекаться. Или медперсонал вышли на улицу, они сигаретку зажгли, тут же звоночек какой-то начали, тут же что-то в холле делают. Короче, внимание свое на очень много разных вещей раскладывают, это, мне кажется, действует на ощущение, что время тянется чуть быстрее. Но еще известно, что если ты делаешь вещи и они тебе не интересны, не дают тебе достаточное количество дофамина, то ты начинаешь отвлекаться на какие-то другие истории гораздо больше.

- Я живу напротив дома престарелых, Алексей, и то, что ты описываешь, я наблюдаю каждый день. И это дает мне держать ягодицы в тонусе, и напоминает о том, что время есть, но его не так уж много.

- Что ты замечаешь, какие там патерны происходят?

- Конкретно в моем учреждении у людей уже нет памяти, и она возвращаются как будто в детство. Они любят бегать по лужайкам и все время пытаются за пределы этого центра убежать. Периодически бывает, что какой-нибудь дедушка застрял одной ногой в кустах, потому что он хотел сбежать из этого центра, а его там тащят санитары обратно. И я помню, что в детском саду у нас была точно такая же история. Мы все хотели совершить какой-нибудь подкоп или другой какой-нибудь вид побега от этой системы. И когда одной девочке это удалось, мы все ей очень завидовали, хотя ее очень скоро поймали.

- Она сделала подкоп?

- Просто увидела, что калитка не закрыта, и побежала. И побежала так быстро, что ее никто не поймал из воспиталок.

- Кажется, это не самые лучшие рекомендации советским детским садикам, и в частности тому, в котором ты была. Не пять звездочек, да?

- Мне кажется, может быть, там было и неплохо, просто стремление к свободе и к любопытству – а что там за пределами этого сада – был больше. И в общем, оно не заканчивается даже тогда, когда у человека память отбивает и все, что мы хотим – это веселиться на травке, на воле. И мне кажется, это классно, и совет нам, живущим и серьезным людям, у которых есть еще память.

- Может это не просто так, что мы детский сад ассоциируем с рехабом или домом престарелых. Помнишь, у Эмми Уайнхаус есть песня Рехаб, самая известная, про то, как ее…

- Батя сдал в рехаб.

- Да, напой.

- Нет, я не могу напеть Эмми Уайнхаус, это очень жестко.

- Это правда, ее не перепоешь. Условно она там рассказывает про историю, когда ее пробовали сдать в рехаб, потому что она бухала и употребляла много все разного другого. И видимо, у нее там со временем тоже были истории, потому что если в текст вчитываться, то она там поет, что меня пробовали сдать в рехаб, я сказала – нет, нет, нет, да, у меня все было по-чернеку, но, когда я вернусь, ты знаешь, что у меня нет времени, хотя мой папка думает, что у меня все хорошо, и тем не менее, он сдает меня в рехаб. Она типа такая – вы чего, я тут делаю свои дела.

- Нормальный человек.

- Мне казалось, при чем тут амигдала.

- Да, этот вопрос возник.

- Суть в том, что есть миндалевидные образования, амигдала так называемая, и они там отвечают за многие вещи, в том числе за память, за принятие решений, за какие-то эмоциональные всплески и ответы на раздражители. Я представил себе сочетание память, принятие решений и эмоциональные реакции в одном предложении, и это уже становится немножко ссыкотно, потому что это не выглядит как хорошая идея все это совместить. Но тем не менее так получилось, что у тебя, у меня и у всех наших слушателей, если они не роботы, скорее всего амигдала большую часть играет в принятии решений. И в частности, когда ты смотришь на людей, которые пробуют убежать из рехаба, например, из реабилитационного центра, или пробуют найти это самый наркотик, который вроде бы все время можно было делать, а теперь нельзя, потому что они в рехабе. Понятно, что там идет такая жесткая схватка между хочу и надо. И человек, у которого амигдала активизирована очень, он что-то хочет, игнорирует другие вещи, где мой дофамин, где мои нейронаркотики, которые стимулируют принятие решений в ту или иную пользу. И все эти истории, когда человек не может слезть очень долго с каких-то вещей, с алкоголя, никотина, чего угодно, там нейропути уже такие большие, такие прокопанные в мозге. Их очень сложно переформатировать на то, чтобы искать награду в виде нейронаркотиков, и не искать субстанции, которые стимулируют выработку этой награды. Я про амигдалу вспомнил, потому что это супер эмоциональное принятие решений. Когда ты, вместо того, чтобы подумать – ну вот я же решил, что буду вечером бутылочку пропускать, я буду пропускать вообще ничего, и ты типа такой – блин, и эмоционально начинаешь про это думать вместо рационального. Как наш анекдот – ну было ж кайфово, почему бы буквально бокальчик сейчас не сделать.

- Ужасно интересно, и казалось бы, при чем здесь тема нашего подкаста.

- Про время, потому что естественно время тянется ужасно долго, когда мы чего-то хотим, а нам это не дают. Представь себе, 70 дней в рехабе Эмми Уайнхаус наверно казались вечностью. И поэтому она так активно хотела оттуда свалить к прежнему образу жизни, получать то, что она хотела получать. Какая часть головного мозга эмоциональных всплесков принимает решение очень многие, и при этом она контролирует еще память. Т.е. она может модифицировать память. Известная история, что наша память не всегда одинакова. Мы помним сейчас про прошлое, помним про то, что случилось год назад. Через 10 лет будут совершенно разные памяти, две разные истории будут. Это разговор про фильтры восприятия на самом деле. Т.е. нас фильтры восприятия настраивают в принципе на то, какие истории мы рассказывает сами себе и то, как интерпретируем реальность. Если говорить о смерти, то каждый человек пытается рассказать себе почему он значим, к какой группе людей он принадлежит и что он приносит в этот мир. И в зависимости от этих историй, когда начинает что-то ломаться в этой области создания истории, тогда мне кажется у человека происходят разные кризисы. Например, человек всю жизнь рассказывает историю, что он построит дом, вырастит детей, дерево какое-нибудь вырастит. Он все делает, а качественно ничего не изменилось, эта история не работает, зачем это все нужно. И он впадает в классический кризис среднего возраста и кризис того, чтобы найти новый смысл. Можно сказать, что это кризис сторителлинга внутреннего.

- Ты интересно сказал про то, что в какой-то момент человек начинает искать новые смыслы, потому что забыл какие-то свои старые, ретроспективно оценивает свой опыт. И в этой штуке самый стремный момент состоит в том, что мы начинаем свой опыт обесценивать. Я делала подкаст, который основан на дневниках 1965 года, который вела моя бабушка. В тот год она очень сильно влюбилась в своего второго мужа, и все это очень красочно описывала. А с тех пор, как я ее помню, с 90 или 93 года, когда у меня начала память прорезаться, она иначе этого мужчина, как каким-то мудаком, не называла. А вот в 65 году он для нее был смыслом жизни большим, любовью и надеждой. И немножко подбешивает вот этот момент, что в нашей жизни было много замечательных людей, которые тогда в моменте казались классными, но потом мы смотрим на это через 10 лет и видим не любовь, а ненависть, не достижение, а так себе, какую-то фигню. Вопрос в том, что это бесит, но можно как-то от этого отделаться и просто радоваться тому, что было.

- Интересно, что начала фразу с обесценивания предыдущей памяти, потому что как раз, когда я начал говорить про фильтры восприятия, то в зависимости от фильтров восприятия настроя, ты можешь память использовать для того, чтобы там что-то обесценивать, а можешь наоборот путем разных практик, типа практики благодарности каждый день и т.д., можешь себя настраивать на то, чтобы у тебя складироваться информация про память таким образом, чтобы это были хорошие воспоминания во многом. Одна и та же история, как например, человек уволился с работы, травматичное событие, и человека увольняют с работы, не дают никаких денег, он оказывается на улице, все плохо. Он может записать все это как с позиции полнейшего дауна в жизни, полнейшей ямы эмоциональной и жизненной, и себя не любить. Считать, что все бывшие коллеги – мудаки, и что он сам ничтожество и т.д. Но тот же самый человек может в такой же ситуации может сказать – о, эта работа мне явно не подходила по каким-то причинам, это было видно другим, мне дали прекрасную возможность что-то изменить. Он начал следовать тому, что хотел бы изменить, пришел к набору историй, может быть поехал к друзьям, пожил у них месяцочек, порефлексировал, походил по парку погулял, и понял, что надо заниматься чем-то другим. Нашел работу своей мечты и с тех пор счастлив, потому что возит экспедиции в Антарктику, к примеру. Такое может быть и во многом мы настраиваем сами себя, как интерпретируем события. И интерпретация истории, которую мы рассказываем, превращается в память. И там с годами может не только выцветать и становиться негативной, но и наоборот, знаешь, как люди вспоминают детские годы, когда все было хорошо. Вот эти истории про то, что в Советском Союзе все было классно. Вот смотри, какая есть история. Сейчас в движении про осознанность есть максима про то, что живи в моменте, будь в контакте с собой здесь и сейчас. Вот это все. Вот так если подумать, то человек, который живет в настоящем моменте, он как животное. Животное же только знает то, что происходит здесь и сейчас, оно в контакте со своим дыханием и инстинктами, оно в контакте с тем, что происходит вот прям сейчас, что оно хочет. Типа, сейчас я хочу есть, а сейчас я хочу бежать, а сейчас я хочу заниматься сексом и т.д. Но оно не может совершенно стратегировать. Способность думать на какое-то время вперед – это то, почему люди оказались так успешны, почему мы живем в комфорте, а не в дикой природе. В частности, потому что мы могли представить, что если я буду делать что-то в течении какого-то времени, то таким образом произойдет вот это. Это такое стратегическое мышление, не тактическое – здесь и сейчас, не ближайшие несколько минут, а мышление на будущее, на месяцы и годы вперед. Поэтому такие навыки, как планирование, как ведение групп к каким-то целям, как стратегия инноваций и прочее. Это все благодаря умению в целом думать вперед. Тоже самое про рефлексию. Если мы постоянно себя начинаем шпынять и ругать за то, что что-то плохо сделали. Тебе кажется, что выход из этой ситуации – быть в моменте, жить здесь и сейчас, потому что слишком больно воспринимать, рефлексировать. Но если не рефлексировать, то мы не будем учиться на собственных ошибках, мы не сможем проводить внутренние ретроспективы, не сможем понимать, что сработало, что не сработало, мы просто будем следовать инстинктам. Или мы будем наступать на те же грабли. Получается, что все три функции, связанные с воспоминаем, рефлексией, связанная с планированием, связанная с тем, чтобы быть здесь и сейчас – они полезны. Вопрос тут скорее про баланс, чем про то, что так правильно, а так неправильно. Люди, которые любят много времени проводить здесь и сейчас – это какие-то буддийские монахи, которые медитируют по 12 часов. Все классно, но надо посмотреть на бизнес модель монахов. Они редко когда имеют детей, они проводят время в монастыре, их финансовая система построена на донейшенах.

«А еще меня не то, что бесит, скорей пугает время, потому что оно очень скоротечно. И чем старше становлюсь, тем чаще замечаю, что проходит год, проходит еще три месяца. И мне очень непривычно, мне очень страшно. И я уверена, что мой страх повышается из-за давления общества, которое бесит. Потому что мне говорят, что должна уже знать, кем хочу быть, куда поступить в конце следующего года, но я понимаю, что у меня слишком много интересов и я не могу из них ничего выбрать. Я понимаю, что я не знаю, кем я хочу быть, а времени осталось очень мало, оно быстро летит. И мне постоянно рассказывают, что вот ты должна то делать, а время летит, часики тикают. Мне 15 лет, а я должна распланировать весь свой жизненный путь, перечислять по годам, когда я выйду замуж, когда рожу детей, поступлю в университет».

- Да, смотри, это кажется интересной тема, что наше ощущение времени зависит от социальной среды, в которой мы находимся. Типа, наше окружение говорит, что надо закончить школу и университет, и идти на работу. И вообще нет времени выбирать, иди на ту профессию, которая самая денежная. И так наш мир становится богаче большим количеством юристов, которые ненавидят свою работу. Или бухгалтеров, которые в гробу видали эти циферки. Очень сложно на самом деле сохранять свою собственную точку зрения, когда вокруг тебя среда, которая говорит – делай вот так, делай вот так. Мне кажется, сложность заключается в том, что мы сильно используем мнение окружающих для того, чтобы формировать свои точки зрения и принимать решения. Бесяк, который прислала нам слушательница, он вообще про тревогу, мне кажется, а не про время. Задолбали с тем, что все говорят – у тебя нет времени, решай сейчас, что я тревожусь. И в этом плане времени не то, что нет, его просто могут позволить себе создать в большом количестве далеко не все. Если ты родился на западе в обеспеченной достаточно семье, и можешь позволить себе это опыт. Я часто видел, как заботливые родители отправляют ребенка на год, позволяют ребенку год бездельничать после школы, чтоб он понял, что ему нужно. Это на самом деле очень крутая практика. Есть один крутой дизайнер, который с ранних лет придумал себе, что каждый седьмой год он берет високосный год, так сказать, на то, чтобы ничего не делать, закрывает студию. Говорит клиентам – мы не работаем ближайший год, и отправляется либо путешествовать, либо какой-то проект делать. Когда последний раз он так делал, он сделал фильм про счастье, документалку, где он исследует разные подходы к тому, что такое счастье. На самом деле надо позволять себе такие вещи, потому что они позволяют тебе отключиться от общества. Даже если у тебя нет года, сделай випасану, например, 10 дней тишины, фокусирования на своих эмоциях и прочее. Можно какой-то лайтовый ретрит себе устроить в любом случае.

-Да, я хочу сказать о тревожности. Мне, Алексей, понравилась твоя тема про тревожность, что связано не с тем, что времени нет, а с тем, как общество нам выставляет возрастные достижения. У меня, как у продукта патриархата, всегда была тревога с очень ранних лет, что я очень быстро постарею и не выйду до этого времени замуж, не рожу детей. Но меня очень классно отпустило в районе 24 лет, и тригером для этого отпуска грехов стала фраза моего парня тогдашнего - а какая тебе разница, сколько тебе лет? Я такая – ну в смысле, я буду старая и некрасивая или я ничего не добьюсь к 30 годам, это же ужасно. Нет, он говорит, ты не понимаешь, какая тебе разница сколько тебе лет. И тогда я поняла, что мне пофигу, мне лично пофигу. 5 лет мне, 10, 15, 25, 30, 35. И эта штука очень сильно меня освободила. Не то, что я с тех пор совсем не загоняюсь, но почему-то я всегда вспоминаю этот вопрос, и он мне помогает ответить на него очень просто – мне разницы никакой нет, сколько мне лет. Я как в пять лет себя чувствовала собой, та к и сейчас в 30 я чувствую себя собой и скорее всего через 20, 30, 40 лет у меня будет точно такое же ощущение себя, которое никуда не девается.

- Хорошая тема. Да здравствует классное ощущение себя.

- Тикающие часики, понятно, никто не отменял, и ты понимаешь, что ты ответственен за свой выбор. Если ты женщина и у тебя до 45 лет не будет ребенка, то скорее всего у тебя своего биологического и не будет. Ты можешь только ребенка взять на воспитание чужого.

- Когда нам советуют что-то делать, потому что часики тикают, тут проблема с двух сторон нужно посмотреть. С одной стороны, вроде полезно иметь свое мнение и серьезно решать для себя, сейчас я хочу так. С другой стороны можно посмотреть на ситуацию под другим углом, потому что на протяжении всего времени пока мы узнали, что люди существовали как вид, мы очень редко когда жили дольше 40 лет в среднем, а сейчас мы живем за 80, в два раза больше. И не очень-то понятно, что делать с этим излишком времени, как использовать его. Это первый тезис. Второй тезис- это абсолютно физиологические механизмы, типа, количество яйцеклеток, которые у тебя есть в возрасте 16 лет, и то, которое у тебя будет в возрасте 45 лет, оно стремительно падает ближе к 30, а к 40 вообще очень мало становиться. И многие люди, мое окружение, женщины начали замораживать яйцеклетки своих партнеров. Третья вещь, которую хотелось сказать – мы же являемся продуктом того общества, в котором мы развиваемся. И те, кто нас окружают, те, кого мы слушаем, смотрим, они по сути во многом определяют наше решение. И очень сложно взять и решить – вот я хочу вот так, и не иначе, и не поддавать на социальное давление. И эти люди сразу хотят, чтоб пошел в денежную профессию учиться или в 24 уже имел детей и прочее. Получается, что многомерная проблемка, не самая простая, и участвует и физиология, и эволюция, и социум, и где мы живем, и когда, как мы живем, сколько нам нужно средств для поддержания себя. такого рода вещи. всегда есть набор выборов, это многоуровневое уравнение, и каждый его решает для себя. я стараюсь посмотреть на большинство переменных, которые можно оценить с точки зрения физики, эволюции, социальных вещей и сделать собственный выбор.

- Согласна, Леш, часики тикают, но вы держитесь.

- И там важно, что есть беспощадные глубины морщин. Пока мы не уткнулись в непроглядную тишину, нет смысла понижать уровня душевности.

- И тогда долгая и счастливая жизнь, отныне долгая и счастливая жизнь.

- Каждому из нас.

- Спасибо Егору Летову за духовное спонсорство.

- Почему у нас так много отсылок к Егору Летову, скажи в двух словах?

- Во-первых, мы его всегда любили, он даже был у нас в списке людей, которых мы, чьи стихи мы хотели бы рассказать на подкасте. Но тут Егору Летову исполнилось 55 лет бы, если бы он не умер за 10 лет до этого. И музыканты сделали для него трибьют альбом, где перепели его песни. И вдруг Егор Летов стал таким модным и хипстерским, и все его слушают. Никто теперь не поверит, что мы его слушали до этого. В общем, друзья, мы всегда с Алексеем отталкиваемся не от собственных желаний, а от ваших желаний. Поэтому, если вас что-то бесит, используйте наш телеграм бот ну вы держитесь-бот, ссылочку на него дадим. Туда можно говорить различные эмоциональные послания, и вас отпустит на какое-то время непродолжительное, потом вам опять захочется пробеситься. И снова открывайте наш бот, он для этого и создан. Подписывайтесь на нас в эппл-подкастах, еще в этих подкастах мы любим ваши звездочки, и отзывы. Мы сейчас поняли, как можно читать отзывы по всем станам мира, а не только по Америке и России. Мы уже получили украинские отзывы, казахские, белорусские. Это было очень круто. А еще подписывайтесь на наш канал в телеграме, мы там публикуем не только выпуски свежих передач, но и рассказываем про темы, которые разрабатываем, делимся бесяками недели и бекстейджами, тем зашкваром, который в подкаст не вошел. Это был подкаст Но вы держитесь, и с вами были Света Шедина и Алексей Иванов.